Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Календарные праздники и обряды Череповецкого района

Престольные и обетные праздники

  • Общие сведения по престольным праздникам
  • Обряды престольных праздников
  • Обетные праздники

  • Общие сведения по престольным праздникам

    Престольные праздники: Вознесенье, Времянная пятница (в ноябре), Восьмая пятница, Ильинская пятница (последняя пятница перед Ильиным днем — "бедной праздник, голодной", ни хлеба, ничего нет), Кузьма-Демьян (14 ноября), Казанская (4 ноября). Пленишник, 065:12, 33.
    Престольные праздники: Ильинская пятница, Рождество Богородицы (Пречистая), Воздвиженье, Покров, Времянная пятница. Праздники были распределены по деревням. Осенью к праздникам варили пиво; на летние праздники пиво не варили. Ягница, 069:01; 077:09.
    Духов день справляли на Искре, Троицу — в Большом Дворе. Ягница, 064:58.
    Престольный праздник — Никола (весенний). Раменье, 067:07.
    Здесь пивной праздник — Воздвиженье: гуляли все, приходили из других деревень в гости; ездили на конях на кладбище. Ягница, 069:01, 11.
    Кузьма-Демьян — пивной праздник: варили пиво, пекли пироги, готовили рыбу. Гуляла вся деревня — ходили друг к другу в гости, делали застолье, напивались. Глинское, 066:28, 69.
    На праздники приходили гулять со всех окрестных деревень. Парни ходили из дома в дом — “по парням”; их угощали. Глинское, 066:28, 35.
    Здесь престольный праздник (“большой праздник”) — Вознесенье: варили пиво, гнали самогонку, пекли пироги с горохом, с рисом, с рыбой. Приходили гости из других деревень — со всех деревень на праздник собирались в одну деревню; гуляли с гармонью. Пленишник, 065:04, 12, 27; 066:04.
    На каждый праздник пекли пироги из разной муки — ржаной, житной, овсяной. Если не было начинки, хозяйка посыпала пирог солью, говорила: “я сегодня с молитвой испекла пирог”. Ягница, 069:05, 09.
    На престольные праздники варили пиво. В Восьмую пятницу ходят ряженые; ряженые ездили на лошади, пели песни. З.Чуди, 071:19, 32.
    В Сретенье, в Восьмую пятницу рядятся. Ср.Чуди, 064:32.

    Наверх


    Обряды престольных праздников

    Сбор киселей

    Изготовление киселя
    Кисель варили из крахмала. Глинское, 066:35; Н-Раменье, 072:04.
    На престольные праздники варили кисели; бабушка ставила девять блюд киселя. Такой же кисель варили на похоронах и на поминках — ели с пряжениками. З.Чуди, 065:06.
    Делали овсяный кисель, ели его с черничным морсом. Такой же кисель варили на поминки. Ягница, 069:19.
    На престольные праздники (Восьмая пятница, Вознесенье) из картофельного крахмала варили густой кисель, поливали его черничным сиропом (морсом), посыпали сахаром. Пленишник, 065:12, 33; 071:32; 074:05.
    Изготовление “аржаного”* киселя: отходы, оставшиеся после помола зерна, замачивали, отстоявшийся крахмал кипятили в печи в чугуне и разливали на тарелки. Кисель получался густой, как студень. Его подавали в тарелках, намазывали медом, вареньем, или распаривали сушеную чернику, делали из нее морс и наливали его на кисель. Ср.Чуди, 064:49.
    Сбор киселей
    В престольные праздники (Михайлов день, Спасов день, Восьмая) вечером парни ходили “кисели сбирать”: заходили в избу, просили. Им выносили блюдо киселя, посыпали кисель сахаром. С ребятами ходили и девки. З.Чуди, 071:32
    На второй день престольного праздника (Калинники — 5 сентября) парни с гармонью ходили по домам — просили киселя. Им давали киселя и наливали пива. Они в доме гуляли.  Н-Раменье, 072:04.
    С Восьмой пятницы до Заговенья гуляли три дня. В Заговенье из других деревень приходили ребята в деревни, где жили девки, с которыми они гуляли — собирали кисели. За киселем к девкам ходили и свои, и чужие парни; заходили в дом, говорили: “Давай, тётка, кисель”. Хозяйка ставила им блюдо, угощала. Кисель хлебали и парни, и девки. Ср.Чуди, 064:49.
    На третий день престольных праздников (Кузьма-Демьян и др.) парни ходили по домам, где есть девки — собирали кисели, выпивку — “кисели хлебали”. Глинское, 066:30, 35.
    В Вознесенье (здесь престольный праздник) парни ходили с гармошкой по домам, где есть девки — “кисели хлебали” (“у которой тёщи кисель лучше”). Их дожидались; хозяйка собирала на стол, приглашала к столу. Ребята киселя поедят, “поспасают”* и идут к другой “тёще”. Если кисель плохой — смеялись. Парни в домах у девок, с которыми гуляли, за стол не садились, киселя не ели — стеснялись. Пленишник, 065:06
    На третий день престольного праздника ребята ходили по домам, где есть девки — собирали кисели. “Артель” ребят приходит из Пленишника в другую деревню; про них говорят: “Пленишски киселёвники пришли”. Пленишник, 065:12
    В Восьмую парни гуляли в д.Чуди. Первый день “гуляют пьяны” — ходят по ребятам, пьют вино, дерутся. На второй день вина нет — идут по девкам “хлебать кисели”. Мать ставит кисель парню, с которым гуляет ее дочь. В Пленишнике “такой моды не было”, а в Чудях был такой обычай.  Пленишник, 065:33
    На второй день престольного праздника (Вознесенье) ребята идут по всем девушкам — собирают кисели. Их угощают вином, пирогами, киселем. Пленишник, 066:10
    Матери девушек на праздники варили по чугуну киселя; девушки приглашали парней на кисель. Ребята собирают кисели на третий день праздника — ходят с гармошкой по домам, где есть девки; матери девушек их угощают. Пока парни идут от дома до дома, поют песни.  Пленишник, 074:05
    На второй и на третий день Воздвиженья парни собирали кисели по девкам: человек двенадцать приходили в дом, просили киселя, садились за стол, ели. Ягница, 069:19.



    Драки

    В религиозные праздники приезжали гулять ребята из разных деревень. Были “схватки” деревня на деревню; дрались из-за девок. Пленишник, 065:14; 073:14; Ягница, 069:01.
    Парни ходили гулять по чужим деревням. Отсюда ходили в Акиньхово, Песье, Хохлово — там были заведены девки, к ним ходили. Ягница, 077:15.
    Атаман
    У ребят был заводила, который “шайку” собирал. Пленишник, 073:14
    Атаманы были; девки любили бойких ребят. Ягница, 077:18.
    Начало драки
    Гармонист играл “под драку”. Перед дракой “зачастит” (заиграет быстрее и резче), гармошку бросит, заорёт, к нему подбегают, и начинается драка. Глинское, 066:61.
    Когда молодежь гуляла по деревне, парни шли впереди, играли на гармони, плясали. Тех, с кем будут драться, перед дракой парни дразнили песнями — “подковырку” делали; перед дракой бросали на землю пиджаки и кепки; девки их подбирали.  Пленишник, 065:14
    Парни гуляли по деревне — шли пьяные с гармонью, пиджаками по дороге хлопали. Пленишник, 073:14
    Перед дракой партии парней шли навстречу друг другу. Парни опирались на палки-клюшки, били палками о землю, махали руками, пели матюжные частушки, хоркали. Когда встречались, “гармоньей в гармонью стукались”. К гармонисту сразу подскакивала девка, брала у него гармонь. С этого начиналась драка. Ягница, 077:15, 18, 28.
    Правила драки
    В драке лежачего не били, ногами не пинали. Гармонист участвовал в драке. Пленишник, 065:14
    Было заведено, что если кто-то их драки убежит, его свои же потом и набьют. Ягница, 077:18.
    Атаман наказывал парням, чтобы не бегали от драки. Ягница, 077:28.
    Оружие в драке
    У парней были палки: вересовые, черёмуховые, металлические — с ручками и без ручек. На палках из черемухи вырезали рисунки. Дрались кастетами, гирькой, подвешенной на цепочку. Пленишник, 065:14
    Парни ходили с вересинкой* с загнутым концом — как тросточка. На ней “для форса” вырезали узоры. Тростями дрались, но мало. У хулиганов были ножи — дрались с ножами, зарезали. Пленишник, 073:14
    Из вересины*, ивы делали палки-“клюшки” с завитушкой на конце. На ивовых палках вырезали рисунки. С этими палками ходили гулять, ими дрались. Дрались кулаками, гирьками. Ягница, 077:15.

    Наверх


    Обетные праздники

    Восьмую пятницу “заповедовали” отмечать, когда “скотина или народ падал”. Глинское, 066:35.
    Иверская — “овветный” праздник. Пленишник, 073:08
    В Спасов день ходили в часовню, а потом шли в работать на сенокос (“копны били”). Ягница, 077:09.
    В обетный праздник кропили коней: приводили коней к часовне, приезжал священник, служил молебен. Пленишник, 065:07
    “Овветы” делали: в один год падала скотина, установили праздник — Смоленскую, а в Спасов день болели кони. Как сделали праздник, скотина стала поправляться. В третий Спас после службы кропят коней на поле, а в день Смоленской Божьей Матери кропят коров. У каждой церкви был камень, на него вставал священник, женщина держала чашу, а он кропил коровушек и лошадок. Ягница, 069:15.

    Наверх


     
    Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года: Календарные праздники и обряды. Похоронно-поминальные обряды / Сост. А. В. Кулев, С. Р. Балакшина; расш. и нотация С. Р. Балакшиной. Вологда, 2000.


    Издания на заказ

    Медкова, М.Ч. Основы вологодского кружевоплетения 
    Медкова, М.Ч. Основы вологодского кружевоплетения
    Заказать почтой

    Полезные ссылки

    Задать вопрос


    Группа ЦНК Вконтакте