Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Календарные праздники и обряды Череповецкого района

Престольные и обетные праздники

  • Общие сведения по престольным праздникам
  • Обряды престольных праздников
  • Обетные праздники

  • Общие сведения по престольным праздникам

    Престольные праздники: Вознесенье, Времянная пятница (в ноябре), Восьмая пятница, Ильинская пятница (последняя пятница перед Ильиным днем — "бедной праздник, голодной", ни хлеба, ничего нет), Кузьма-Демьян (14 ноября), Казанская (4 ноября). Пленишник, 065:12, 33.
    Престольные праздники: Ильинская пятница, Рождество Богородицы (Пречистая), Воздвиженье, Покров, Времянная пятница. Праздники были распределены по деревням. Осенью к праздникам варили пиво; на летние праздники пиво не варили. Ягница, 069:01; 077:09.
    Духов день справляли на Искре, Троицу — в Большом Дворе. Ягница, 064:58.
    Престольный праздник — Никола (весенний). Раменье, 067:07.
    Здесь пивной праздник — Воздвиженье: гуляли все, приходили из других деревень в гости; ездили на конях на кладбище. Ягница, 069:01, 11.
    Кузьма-Демьян — пивной праздник: варили пиво, пекли пироги, готовили рыбу. Гуляла вся деревня — ходили друг к другу в гости, делали застолье, напивались. Глинское, 066:28, 69.
    На праздники приходили гулять со всех окрестных деревень. Парни ходили из дома в дом — “по парням”; их угощали. Глинское, 066:28, 35.
    Здесь престольный праздник (“большой праздник”) — Вознесенье: варили пиво, гнали самогонку, пекли пироги с горохом, с рисом, с рыбой. Приходили гости из других деревень — со всех деревень на праздник собирались в одну деревню; гуляли с гармонью. Пленишник, 065:04, 12, 27; 066:04.
    На каждый праздник пекли пироги из разной муки — ржаной, житной, овсяной. Если не было начинки, хозяйка посыпала пирог солью, говорила: “я сегодня с молитвой испекла пирог”. Ягница, 069:05, 09.
    На престольные праздники варили пиво. В Восьмую пятницу ходят ряженые; ряженые ездили на лошади, пели песни. З.Чуди, 071:19, 32.
    В Сретенье, в Восьмую пятницу рядятся. Ср.Чуди, 064:32.

    Наверх


    Обряды престольных праздников

    Сбор киселей

    Изготовление киселя
    Кисель варили из крахмала. Глинское, 066:35; Н-Раменье, 072:04.
    На престольные праздники варили кисели; бабушка ставила девять блюд киселя. Такой же кисель варили на похоронах и на поминках — ели с пряжениками. З.Чуди, 065:06.
    Делали овсяный кисель, ели его с черничным морсом. Такой же кисель варили на поминки. Ягница, 069:19.
    На престольные праздники (Восьмая пятница, Вознесенье) из картофельного крахмала варили густой кисель, поливали его черничным сиропом (морсом), посыпали сахаром. Пленишник, 065:12, 33; 071:32; 074:05.
    Изготовление “аржаного”* киселя: отходы, оставшиеся после помола зерна, замачивали, отстоявшийся крахмал кипятили в печи в чугуне и разливали на тарелки. Кисель получался густой, как студень. Его подавали в тарелках, намазывали медом, вареньем, или распаривали сушеную чернику, делали из нее морс и наливали его на кисель. Ср.Чуди, 064:49.
    Сбор киселей
    В престольные праздники (Михайлов день, Спасов день, Восьмая) вечером парни ходили “кисели сбирать”: заходили в избу, просили. Им выносили блюдо киселя, посыпали кисель сахаром. С ребятами ходили и девки. З.Чуди, 071:32
    На второй день престольного праздника (Калинники — 5 сентября) парни с гармонью ходили по домам — просили киселя. Им давали киселя и наливали пива. Они в доме гуляли.  Н-Раменье, 072:04.
    С Восьмой пятницы до Заговенья гуляли три дня. В Заговенье из других деревень приходили ребята в деревни, где жили девки, с которыми они гуляли — собирали кисели. За киселем к девкам ходили и свои, и чужие парни; заходили в дом, говорили: “Давай, тётка, кисель”. Хозяйка ставила им блюдо, угощала. Кисель хлебали и парни, и девки. Ср.Чуди, 064:49.
    На третий день престольных праздников (Кузьма-Демьян и др.) парни ходили по домам, где есть девки — собирали кисели, выпивку — “кисели хлебали”. Глинское, 066:30, 35.
    В Вознесенье (здесь престольный праздник) парни ходили с гармошкой по домам, где есть девки — “кисели хлебали” (“у которой тёщи кисель лучше”). Их дожидались; хозяйка собирала на стол, приглашала к столу. Ребята киселя поедят, “поспасают”* и идут к другой “тёще”. Если кисель плохой — смеялись. Парни в домах у девок, с которыми гуляли, за стол не садились, киселя не ели — стеснялись. Пленишник, 065:06
    На третий день престольного праздника ребята ходили по домам, где есть девки — собирали кисели. “Артель” ребят приходит из Пленишника в другую деревню; про них говорят: “Пленишски киселёвники пришли”. Пленишник, 065:12
    В Восьмую парни гуляли в д.Чуди. Первый день “гуляют пьяны” — ходят по ребятам, пьют вино, дерутся. На второй день вина нет — идут по девкам “хлебать кисели”. Мать ставит кисель парню, с которым гуляет ее дочь. В Пленишнике “такой моды не было”, а в Чудях был такой обычай.  Пленишник, 065:33
    На второй день престольного праздника (Вознесенье) ребята идут по всем девушкам — собирают кисели. Их угощают вином, пирогами, киселем. Пленишник, 066:10
    Матери девушек на праздники варили по чугуну киселя; девушки приглашали парней на кисель. Ребята собирают кисели на третий день праздника — ходят с гармошкой по домам, где есть девки; матери девушек их угощают. Пока парни идут от дома до дома, поют песни.  Пленишник, 074:05
    На второй и на третий день Воздвиженья парни собирали кисели по девкам: человек двенадцать приходили в дом, просили киселя, садились за стол, ели. Ягница, 069:19.



    Драки

    В религиозные праздники приезжали гулять ребята из разных деревень. Были “схватки” деревня на деревню; дрались из-за девок. Пленишник, 065:14; 073:14; Ягница, 069:01.
    Парни ходили гулять по чужим деревням. Отсюда ходили в Акиньхово, Песье, Хохлово — там были заведены девки, к ним ходили. Ягница, 077:15.
    Атаман
    У ребят был заводила, который “шайку” собирал. Пленишник, 073:14
    Атаманы были; девки любили бойких ребят. Ягница, 077:18.
    Начало драки
    Гармонист играл “под драку”. Перед дракой “зачастит” (заиграет быстрее и резче), гармошку бросит, заорёт, к нему подбегают, и начинается драка. Глинское, 066:61.
    Когда молодежь гуляла по деревне, парни шли впереди, играли на гармони, плясали. Тех, с кем будут драться, перед дракой парни дразнили песнями — “подковырку” делали; перед дракой бросали на землю пиджаки и кепки; девки их подбирали.  Пленишник, 065:14
    Парни гуляли по деревне — шли пьяные с гармонью, пиджаками по дороге хлопали. Пленишник, 073:14
    Перед дракой партии парней шли навстречу друг другу. Парни опирались на палки-клюшки, били палками о землю, махали руками, пели матюжные частушки, хоркали. Когда встречались, “гармоньей в гармонью стукались”. К гармонисту сразу подскакивала девка, брала у него гармонь. С этого начиналась драка. Ягница, 077:15, 18, 28.
    Правила драки
    В драке лежачего не били, ногами не пинали. Гармонист участвовал в драке. Пленишник, 065:14
    Было заведено, что если кто-то их драки убежит, его свои же потом и набьют. Ягница, 077:18.
    Атаман наказывал парням, чтобы не бегали от драки. Ягница, 077:28.
    Оружие в драке
    У парней были палки: вересовые, черёмуховые, металлические — с ручками и без ручек. На палках из черемухи вырезали рисунки. Дрались кастетами, гирькой, подвешенной на цепочку. Пленишник, 065:14
    Парни ходили с вересинкой* с загнутым концом — как тросточка. На ней “для форса” вырезали узоры. Тростями дрались, но мало. У хулиганов были ножи — дрались с ножами, зарезали. Пленишник, 073:14
    Из вересины*, ивы делали палки-“клюшки” с завитушкой на конце. На ивовых палках вырезали рисунки. С этими палками ходили гулять, ими дрались. Дрались кулаками, гирьками. Ягница, 077:15.

    Наверх


    Обетные праздники

    Восьмую пятницу “заповедовали” отмечать, когда “скотина или народ падал”. Глинское, 066:35.
    Иверская — “овветный” праздник. Пленишник, 073:08
    В Спасов день ходили в часовню, а потом шли в работать на сенокос (“копны били”). Ягница, 077:09.
    В обетный праздник кропили коней: приводили коней к часовне, приезжал священник, служил молебен. Пленишник, 065:07
    “Овветы” делали: в один год падала скотина, установили праздник — Смоленскую, а в Спасов день болели кони. Как сделали праздник, скотина стала поправляться. В третий Спас после службы кропят коней на поле, а в день Смоленской Божьей Матери кропят коров. У каждой церкви был камень, на него вставал священник, женщина держала чашу, а он кропил коровушек и лошадок. Ягница, 069:15.

    Наверх


     
    Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года: Календарные праздники и обряды. Похоронно-поминальные обряды / Сост. А. В. Кулев, С. Р. Балакшина; расш. и нотация С. Р. Балакшиной. Вологда, 2000.


    Издания на заказ

    Корчагова Л.А. Росписи Вологодской земли. Шекснинская золочёнка
    Корчагова Л.А. Росписи Вологодской земли. Шекснинская золочёнка
    Заказать почтой

    Полезные ссылки

    Задать вопрос


    Группа ЦНК Вконтакте