Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Календарные праздники и обряды Череповецкого района

Жнивные и осенние обряды

  • Общие сведения о жатве
  • Дожинальные обряды
  • Обряды на Покров

  • Общие сведения о жатве

    Жали овес, рожь, ячмень. Овес и ячмень ставили по 9 снопов, а рожь — по 13, 17 снопов. 13 снопов называется суслоном или "грудой". Глинское, 066:22
    Когда жали, в конце дня сжатую горсточку разделяли надвое, ставили ее крестиком на поле, где растет жито, и "зааминивали" (говорили: "аминь"). На следующий день этот крестик клали в снопик и продолжали жать дальше. Глинское, 066:22
    Рожь жали первой, а овес последним. Глинское, 066:70
    Собирали "помочь" — приглашали жать рожь девок. За работу кормили их обедом. Пленишник, 065:18
    Бабушка, когда работала в поле, плакала, обращалась к земельке: 

    "И родная ты наша земелюшка, 
    Мы на тебе родились, 
    Мы на тебе трудились, 
    Мы тебя любили".

    Глинское, 066:21

    Наверх


    Дожинальные обряды

    Когда дожинались, оставляли себе спорынью — соломинки, с двумя-тремя колосками (бывало, что на одной соломинке было до пяти колосков). Спорынью затыкали на кухне под полицу, чтобы все время быть с хлебом. Она могла лежать там по несколько лет.  Пленишник, 065:03
    На дожинках делали яичницу-"пожинальницу", всех звали ее есть. Пленишник, 065:03
    Когда домолачивали последний овин, делали "помолотки" и готовили из картошки специальное блюдо — "помолачивальницу".  Пленишник, 065:03


    Завивание "бороды"
    Когда кончали жать овес, оставляли небольшой "кустик" на "бороду" (последний сноп). Дожинали девушки — ходили по кругу и приговаривали: "Богу — свеча, коню овсеца, пашнику — синий кафтан, а нам, жнеям, по красным передям*"; на каждую фразу (Богу.., коню .., пашнику.., жнеям ...) сжинали по одной горсточке. Глинское, 066:22, 23
    Последним жали овес. Последний сноп складывали на "крестики" из колосьев, приговаривали: "Хозяина красной пояс, а жнеям — по красным ферезам*". В готовый сноп втыкали вересинку* и серп.  З.Чуди, 070:31, 33, 34, 36
    Когда бабушка дожинала последние колосья, горсточки выкладывала вокруг себя "солнышком" (кружком), что-то приговаривала. Потом эти горсточки собирала в сноп. Когда стлали лен, остатки тоже выстилали "солнышком". Пленишник, 065:01, 03
    Когда выжинались, из овса завязывали "бороду" (последний сноп) — надо было "бороду вертеть". Домой этот сноп несли "под пазухой".  Пленишник, 065:13, 18
    Последний сноп — "бороду" — сжинала хозяйка. В него втыкали серп и несли домой. Пленишник, 073:02
    В последнюю очередь жали овес. Дожинала хозяйка, что-то последнему снопу "причитала" (приговаривала). Она же несла "бороду" домой. Ягница, 077:07


    Принос "бороды" домой и выгон мух
    "Бороду" — овсяный сноп с воткнутым в него серпом — ставили дома в посвятой* угол, приговаривали: "Мухи, вон, хозяйка — в дом!" Глинское, 066:24, 25, 49, 70
    Когда выжинались, "бороду" приносили домой. Хозяйка махала снопом-"бородой" в избе, говорила: "Вон мухи и блохи, борода в избе!" и ставила "бороду" в красный угол. "Борода" стояла там до Покрова. З.Чуди, 070:34
    Бабушка приходила домой и махала во всех углах последним снопом-"бородой", приговаривала: "Шиш, мухи, блохи, борода пришла!" — чтобы все улетели. Когда мух выгонит, сноп ставила в посвятой угол. Он стоял там несколько дней, потом его скармливали скотине. Пленишник, 065:02, 03, 18; 073:02; 074:04 
    В последний сноп — "бабку" — втыкали серп. Приносили его домой и выгоняли мух — открывали дверь и махали снопом по избе: "Шиш, мухи и блохи, дайте нам покой!"; потом сноп ставили в посвятой угол, где он стоял до Покрова. В Покров сноп скармливали скотине. Ягница, 077:07

    Наверх


    Обряды на Покров

    В Покров последним снопом закармливали на зиму коров, чтобы они не болели. Глинское, 066:24; Пленишник, 073:02
    В Покров закармливали "бородой" коров, чтобы здоровы были, приговаривали: "Покров-Богородица, покрой своим покрывалом мою коровушку от всех бед и несчастий, от лихого человека". З.Чуди, 070:34, 35
    В Покров под подушку клали ножницы, приговаривали: "Богородица-Покров, дай хорошую свекровь". Пленишник, 074:03

    См. также: Дожинальные обряды: Принос "бороды" домой


    Наверх


     
    Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года: Календарные праздники и обряды. Похоронно-поминальные обряды / Сост. А. В. Кулев, С. Р. Балакшина; расш. и нотация С. Р. Балакшиной. Вологда, 2000.


    Издания на заказ

    Горбатова Т.В. Росписи Вологодской земли. Кичменгско-городецкая роспись
    Горбатова Т.В. Росписи Вологодской земли. Кичменгско-городецкая роспись
    Заказать почтой

    Полезные ссылки

    Задать вопрос


    Группа ЦНК Вконтакте