Общие сведения о поминальных днях
В 9-й, 20-й, 30-й, 40-й дни накануне вечером и утром в сам день делали собранье*: собирали стол, всех приглашали; приходило до 60 человек — вся деревня. Первый раз поминают в 9-й день — в этот день покойник идет к Богу на поклон души. Сейчас 20-й и 30-й дни отмечают не всегда. Поминки делали и в годовщину. | Бор, 064:19; Пленишник, 065:10; 073:01; Ягница, 064:53; 070:05; 074:14, 16; 077:31. |
Приглашение и встреча души
Приглашение души в кануны поминальных дней |
В кануны 9-го, 20-го, 40-го дней ходили на кладбище — приглашали покойников на собрание. До захода солнца родственники умершего со (знающей) старушкой шли на кладбище, звали покойника и всех родственников: "Вставай-ко, поднимись, новопреставленной раб Божий, собирай-ко ты своих родственников...", "Зовите всех ронныф и безронныф, все приходите званны и незванны, все приходите к нам в гости". Когда они приходили с кладбища, из дома выходила женщина с пряженым* пирогом и у ворот душу встречала — приглашала покойников словами: "Проходите-ко, дорогие гости, садитесь-ко вы за столы...". Женщина, которая шла с кладбища, и женщина, которая выходила из дома, когда встречались, вместе причитали — приглашали умерших за стол. | З.Чуди, 071:09, 30. |
На могиле причитали, звали в гости: "Приглашаем мы вас в гости, / Мы и дорожку-ту всю вам устелём..." | З.Чуди, 071:05. |
На кладбище причетом звали умершего и всех его родственников: "Ты вставай-ко дорогой муж, / Собирай-ко ты своих родственников, / Родимых детушок, братья и сёстры, / Родиму матушку, родимова батюшка..." | З.Чуди, 071:10. |
Вечером накануне 9-го, 20-го, 30-го, 40-го дней собирали стол. Перед собранием выходили с пирогом-пряжеником* на улицу (на крыльцо, за калитку, на берег) — встречали душу: в сторону кладбища кланялись, крестились, говорили: "Приходи в дороги гости да приглашай своих друзей"; кто умел — плакали голосом, причитали (когда причитаешь, считается, что душа приходит). Потом шли в дом, садились за стол; женщины молились и пели стихи. | Глинское, 066:46; Пленишник, 072:16; 074:06; Плосково, 074:07, 09; 076:44; Ср. Чуди, 064:41. |
На 9-й, 20-й, 30-й, 40-й дни на могиле причитали: "Вы роздайсе-ко, да ветры буйные, / Да ты откройси-ко, да гробова доска..." | Плосково, 076:43. |
Ср.: Приглашение души в сороковой день
|
Приглашение души в сороковой день |
В сороковой день утром накрывали стол, и все шли на кладбище — там причитали, приглашали душу на поминки. Дома оставалась старенькая женщина; когда шли обратно с кладбища, она встречала на крыльце с пирогом, причитала ("вла") с кем-либо из пришедших женщин — каждая причитала на свой голос; заходили в избу, садились на лавку и ревели. Потом все садились за столы и поминаливла Потом | Бор, 064:19; Глинское, 066:67; З.Чуди, 071:09; Н-Раменье, 072:02; Ср.Чуди, 064:41; Ягница, 070:05. |
Когда в сороковой день умершего звали в гости (на поминки), причитали: "Да ты вставай-ко да на резвы ноги, / Да ты пойдём-ко да во родны гости, / Во родны гости дак на свой праздничок. / Да ты зови-ко своих родныих — / Отца с матерью да свёкра со свекровью". | Ср.Чуди, 064:40, 42. |
Ср.: Приглашение души в кануны поминальных дней
|
См. также: Погребальные обряды: ... Поминки
|
Пение стихов и молитв |
В 9-й, 20-й и накануне 40-го дня душа идет "на поклон к Господу", поэтому вечером накануне поминальных дней собирали собрание — молились, пели стихи и просили за умершего. Стихи поют с 7 до 9 часов вечера. В сами поминальные дни (кроме сорокового) собрание не собирают. | З.Чуди, 071:09. |
Вечером накануне поминального дня делали собрание: приходили женщины и пели стихи. Стихи поют на поминках только после похорон и в кануны поминальных дней; тогда же приходят и души умерших. В сами поминальные дни стихи не поют. | Пленишник, 073:01; 072:16. |
Поминание едой |
Поминали киселем с вересовым суслом, пирогами, пряжеником. Каждому давали на ложечке кутью. На кладбище кутью берут рукой. | Глинское, 066:48; Пленишник, 065:10, 12. |
В кануны поминальных дней на стол ставили пряженики, кисель. Сначала поминали киселем, а затем всем остальным. После собрания кисель ставили в передний угол на стол. | Пленишник, 073:01 |
На поминанье столы ставили в ряд. За первый стол (который стоял в святом углу) садились покойники — на него ставили зажженную свечку, рюмку, клали пряженик. Если поминки по мужчине, то за первый стол садились только мужчины, если по женщине — женщины; считалось, что все умершие родственники сидят с живыми. Поминали киселем, пряженым пирогом, кутьёй: когда женщины попоют стихи, хозяйка обносила всех пирогом; каждый пирогом поминал покойного и его умерших родственников. За время застолья надо помянуть три раза. Перед застольем и после застолья пели молитвы. | З.Чуди, 071:09. |
На каждый поминальный день (9-й, 20-й, 30-й, 40-й) для покойного клали пряженик, ставили кисель и чашку чая. Вечером накануне поминальных дней на собрании всех обносят пряжениками и чаем. Когда поминали, в святом углу у икон зажигали свечки — считалось, что там сидит душа. Во все время поминок — и накануне вечером, и утром в поминальный день — горит лампадка. | Плосково, 076:44. |
Первая еда на поминках — кисель; на него наливали сыту*. | Ягница, 074:14. |
Пирог, с которым встречали душу, на поминках не ели. | Глинское, 066:67. |
Поминки в сороковой день |
На поминках в сороковой день вставали и говорили умершему: "Николай Михалыч, угощай своиф родныиф, ронныф и неронныф, всеф званныф, всеф не званныф, всем угошшай, всем вам царство небесно". | З.Чуди, 071:30. |
В сороковой после прихода с кладбища собирали большой стол, созывали народ. Все садились за стол, пели стихи, поминали — "пируют"; "пир, как свадьба", с водкой, киселем, кутьёй, пирогами. | Плосково, 074:09; 076:44; Пленишник, 073:01. |
См. также: Пение стихов и молитв. Поминание едой.
|
Проводы души в поминальные дни |
В сами поминальные дни (9-й, 20-й, 30-й, 40-й) душу провожали: выходили на улицу, крестились, говорили: "Иди с Богом на своё местечко, котороё ты уготовил". | Плосково, 076:44. |
В поминальные дни когда умерший отец уходил с поминок, мать выходила на улицу прощаться. Прощалась словами. | Пленишник, 072:16
|
Проводы души в сороковой день |
В сороковой день все выходили за ворота и провожали душу. | Ягница, 070:05. |
В сороковой день, после того как помянут, до 12 часов дня все выходили из-за стола, брали пирог, с которым встречали душу, и выходили на улицу — провожали душу: молились на восток, родственники кланялись у калитки в землю, плакали голосом — просили передать привет родным, крестились и потом шли домой. После проводов пирог, с которым встречали и провожали душу, можно есть. | Бор, 064:19; Глинское, 066:67; З. Чуди, 071:09; Ср. Чуди, 064:41. |
В сороковой день вечером, на закате солнышка, когда отойдут поминки, брали пирог-пряженик и все выходили на улицу (за баню, за огород) провожать душу: поминали, молились на закат солнца (смотрели на солнце), прощались: "Прощай, родима мамонька"; "Иди уж на своё местечко, што ты заслужил, то и получишь". | Плосково, 074:09;
Пленишник, 072:16
|
Заключительные обряды |
Вечером сорокового дня до захода солнца несли на кладбище крошки с поминального стола, раскидывали их на все могилки, чтобы птички клевали. В д. Плосково целый пирог кидали за двор. | З.Чуди, 071:09. |
Пироги-пряженики, которые в поминальные дни клали в святом углу умершему, в сороковой день после проводов души крошили на улице птицам или несли на кладбище и там крошили на могилу. | Плосково, 076:44;
Пленишник, 072:16
|
Тем, кто обмывал покойника, отдавали его хорошую одежду. | Ягница, 074:12. |
Наверх
|