Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Бакулина З.К. Школа традиционной народной культуры как модель педагогической системы дополнительного образования.

З.К. Бакулина (ДЮЦ “Школа традиционной народной культуры”, Вологда)
Школа традиционной народной культуры как модель педагогической системы дополнительного образования
В сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.

Сложные социально-экономические и политические изменения, происходящие в стране, усугубляются кризисом в нравственной и духовной сфере жизни человека. Мы сегодня отчетливо осознаем, насколько важна роль духовно-нравственных ценностей в развитии общества, ибо будущее нашего Отечества в первую очередь зависит не от инвестиций или новых технологий, а от духовно-нравственного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от ее любви к своей Родине.

Нравственное, духовное формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этических норм и общечеловеческих гуманистических отношений в целом. Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование. Народные традиции, в которых аккумулируется коллективное знание этноса, являются хранилищем коллективной памяти, проявляющей себя в формах духовной и материальной культуры: устных и письменных произведениях народного творчества, диалектной речи, художественно-прикладном искусстве. Поэтому их можно рассматривать как важнейший элемент формирования этнического сознания.

В современных условиях развития общества, когда углубляется социально-культурный кризис, объективируется противоречие между возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях. Этому способствует слабая разработанность идеи возрождения традиционной культуры, взаимосвязанной с мировой этнопедагогической культурой. Поиск путей ликвидации данного несоответствия является важнейшей задачей, решение которой обеспечит более эффективное воспитательное воздействие на детей в работе педагогов, родителей и всех окружающих в целостном педагогическом процессе.

Выявление и использование возможностей традиционной культуры в системе средств становления, развития и образования личности для духовного, социально-этнического самоопределения, своевременной адаптации и как результат — комфортного жизнепротекания — один из важнейших путей и условие разрешения названного выше противоречия.

Это тем более важно потому, что по своей природе народные традиции гуманистичны, обращены к человеку. В них сфокусированы потребность в труде, гармония человека с природой, гуманистическое общение, проявление талантов и лучших качеств человека — достоинства, совести, милосердия, терпимости, добротворчества, заботы о сохранении окружающей среды, снисхождения к слабому, отвращения к насилию, — того, что одновременно составляет нравственный ценностный потенциал и всего человечества. Отход от соблюдения норм народных традиций, пренебрежение ценностями и идеалами своего народа всегда осуждается общественным мнением. Таким образом, народные традиции оказывают нормативно-регулятивное воздействие, способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступают важнейшим средством личностного развития детей.

Народные традиции являются и важнейшим фактором, обеспечивающим организующее действие, индивидуализацию духовно-нравственного опыта человеческой общности. Они же создают особую психологическую ауру, которая позволяет самоутвердиться растущему человеку. Это происходит в процессе усвоения, присвоения образцов деятельности и поведения, заложенных в народной культуре, традициях и обычаях, детьми младшего школьного возраста, когда растущий человек открыт к восприятию социальных образцов. Он готов и мотивационно стремится к освоению общественных ценностей. Вместе с тем, дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении и освоении нравственного образца социально-этических норм поведения из-за определенных ограниченных условий, которые предоставляет им социальная среда и воспитание. Народные же традиции, духовная культура выступают реальным, веками проверенным и отточенным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека.

Наиболее естественно это происходит в детском возрасте, и чем раньше, тем органичнее и необратимее. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером. Кроме того, логика развития сознания и психики ребенка и логика исторического развития народа сходны в целом ряде общих признаков, что делает естественным воспроизведение в детской среде особенностей культуры прошлого. Все культурные переживания основаны на повторяемости общечеловеческого в процессе развития ребенка, его духовного становления. Таким образом, воспитание ребенка посредством народных традиций не только желательно, но и крайне необходимо.

Однако сами по себе традиции не могут быть единственным средством формирования личности ребенка. Их недостатком, в частности, является односторонность воздействия на личностное становление. Поэтому эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать то действительно ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий.

Передача детям социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа может осуществляться через труд (особенно ценен совместный труд детей и взрослых), добротворческую сознательную деятельность и через изучение и освоение народной культуры собственного региона. Народные праздники, ритуалы, легенды, сказки, пословицы, поговорки и другие формы народного творчества, особенно богатые морально-этическими назиданиями, наставлениями, во многом отражают бесценный педагогический опыт приобщения к богатствам национальной, а через него — мировой культуры, интериоризацию общечеловеческих ценностей, следования велению совести, а не внешним императивам, воспитанию порядочности, действенной доброты, принципиальности, сочетающейся с терпимостью.

Актуальной педагогической задачей является серьезное и основательное изучение народных педагогических традиций в их многообразии и противоречивости, создание механизма их позитивного развития в современности. Многие идеи народной педагогики, вырабатывавшиеся веками, либо не столь действенны, либо вовсе неприменимы в изменившихся социально-экономических условиях. Совершенно очевидно, что при использовании в разработке современных этнопедагогических концепций общественного воспитания и образования элементов народной педагогики необходимо опираться на отечественные педагогические традиции.

Опыт показывает, что случайные и разрозненные попытки использовать прогрессивные идеи воспитания, заложенные в народной культуре, не приносят желаемых результатов. Именно поэтому важна организация культурологической, добротворческой, совместной со взрослыми постоянной и систематической деятельности детей по изучению и освоению народной культуры собственного региона.

Перечисленные выше проблемы во многом способно решить специальное учреждение системы дополнительного образования детей — Школа традиционной народной культуры.

Школа ставит своей целью обеспечение необходимых условий для личностного развития ребенка, развития его индивидуальных способностей, укрепления здоровья, личностного и профессионального самоопределения, адаптацию личности к жизни в обществе, организацию содержательного досуга на основе постижения и освоения традиционной народной культуры.

Школа представляет собой такой вид образовательного учреждения, в котором реализуется система взаимосвязанных преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Школа решает комплексные разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональной подготовки учащихся. Предполагается выдача соответствующего итогового документа, подтверждающего полученный уровень образования.

Для Школы характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов (пятилетние и более длительные программы), которая представлена совместными достижениями и традициями, особыми атрибутами и символами, наличием преемственности между ступенями обучения и поколениями педагогов и учащихся.

У Школы есть свой менталитет, закрепленный культурой, особым стилем жизнедеятельности. Учреждению присущ психологически выверенный уровень взаимодействия педагогов и воспитанников, общая атмосфера сотрудничества и творчества.

Организация жизнедеятельности школы основана на принципах проживания большой и дружной “семьи” взрослых и детей, взаимодействующих на субъектных основаниях; создание микроклимата дома; включения семьи ребенка в жизнь школы. Это дает возможность пережить современному ребенку чувство общинности или “соборности”, столь присущее русскому менталитету, способствует активизации процесса социализации, гармонизации личностных и общественных качеств индивидуума в условиях коллектива. Более интенсивно происходит процесс адаптации к определенным социальным условиям.

Образовательный процесс Школы традиционной народной культуры — целенаправленная и организованная учебно-воспитательная деятельность преподавателей в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью учащихся, процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.

Образовательный процесс направлен на развитие ребенка в процессе активно-деятельностного освоения ценностей культуры. Поэтому он представляет собой единство обучения и самостоятельной познавательной деятельности (учения), воспитания и самовоспитания, естественного взросления и социализации. Обучение не является постоянно ведущей деятельностью в таком образовательном процессе. В зависимости от интересов, мотивов и целей личности (участников образовательного процесса) оно может выполнять служебную, инструментально-вспомогательную или развивающую роль.

Это же относится и к воспитанию как специальной педагогической деятельности по включению ребенка в социально-культурный опыт человечества и созданию условий для проявления его внутренней мотивации, способности самостоятельно определить свою позицию. Признание деятельностного подхода в образовательном процессе влечет и признание того, что личность формируется и проявляется только в деятельности, поэтому педагогические процессы необходимо анализировать в логике целостного рассмотрения основных компонентов деятельности — целей, мотивов, действий, способов регулирования, контроля и анализов достигаемых результатов.

Все это определяет невозможность ограничений образовательного процесса только обучением в предметных областях в сфере народной культуры с конечным результатом в виде знаний, умений, навыков, а предполагает создание пространства многообразных видов деятельности и развивающихся человеческих общностей, обеспечивающих индивидуальность каждого ребенка, приобретение новых способностей и совершенствование имеющихся у него способностей. Главное не в том, сколько информации получил и усвоил каждый обучающийся, а в том, какие практические способы мышления, понимания, действия он освоил, сделал своими, нужными для активного участия в собственной деятельности и жизни.

Существенную роль в организации и развитии содержания образовательного процесса Школы играют родители и общественность в лице ее представителей и социальных групп. При этом важен как их интерес и потребности на этапе выбора Школы среди других учреждений дополнительного образования, педагога и условий занятий, так и “продолжительность” этого права свободного выбора во всех компонентах образовательного процесса.

Мониторинг родителей, который проводится ежегодно, позволяет сформулировать те образовательные области, которые наиболее интересны для развития их детей, способствует поиску оптимального режима занятий, позволяет своевременно реагировать на изменение потребностей социума.

Содержание образования Школы традиционной народной культуры ориентировано на признание ребенком духовно-нравственных ценностей народа через освоение мировосприятия человека в традиционной культуре.

Такого рода содержание реализуется через систему учебных программ (см. таблицу), каждая из которых разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и взаимосвязана с предыдущей:

“Месяцеслов” — для дошкольников
“Круглый год” — для младшего школьного возраста
“Древо жизни” — для среднего школьного возраста
“Выбор” — для среднего школьного возраста
“Мастер” — для старшего школьного возраста.

Образовательные программы являются комплексными по структуре, направленности и содержанию. Комплексность программ обусловлена тем, что, в отличие от современной культуры, которая узко специализирована, и изучение ее отдельных направлений не способствует выработке у детей целостного мировоззрения, народная культура в силу своей синкретичности дает понимание целостности картины мира и формирует целостное мировоззрение.

Все программы школы выстроены на региональном материале. Вологодчина — древнейший центр русской культуры, которая бытует и в наши дни во многих ее проявлениях, и мы имеем уникальную возможность изучения народных традиций Вологодской области в сфере фольклора, этнографии, ремесел.

Локальные традиции нашего края богаты, своеобразны и неповторимы, но, в то же время, они являются частью традиций общерусских национальных. Таким образом, изучая традиции своего края, мы выстраиваем цепочку познания: локальные традиции — общерусская культура — мировая культура. Это позволяет формировать этническое самосознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости за свою культуру и уважение культуры других наций и народов.

Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Педагоги Школы осуществляют целенаправленную профессиональную деятельность, способствующую решению воспитательных задач.

Результат воспитания должен способствовать формированию социальности человека, т.е. готовности к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах.

Выстраивая систему учебно-воспитательного процесса, мы учитываем ряд закономерностей.

1. Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса. Характеризуя отношения в воспитательном процессе как субъектно-субъектные, нужно рассматривать действия со стороны педагогов и соответствующие действия учащихся. Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка: физическое развитие — через физические упражнения, нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное — через мыслительную деятельность и т. п.

2. Вторая закономерность определяет единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. Происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая образование и воспитание как единый процесс, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагогических явлений. Приобретая знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые, в свою очередь, требуют новых знаний и умений. В. Д. Шадриков определяет воспитание как важнейшую задачу образования.

3. Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога, непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры.

Сущность целостности воспитательного процесса — в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию человека — развитию индивидуальности и социализации личности. Целостный подход к организации воспитательной работы предполагает: адекватность деятельности каждого педагога общей цели; единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.

В Школе выстроена система внеурочной деятельности, которая во многом решает воспитательные задачи.

1. Это, прежде всего, система народных праздников. Основные праздники народного календаря (Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Покров) организуются и проводятся Школой на основе местных традиций. Праздники объединяют и детей, и родителей, и педагогов.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет. Такая форма совместной деятельности, как праздник, способствует единению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Именно поэтому значительная часть воспитательной работы Школы организуется одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и поставленные задачи решаются сообща, и усилия объединяются для достижения более высоких результатов.

2. В Школе существует традиция проведения вечёр — своеобразной формы досуга учащихся на основе традиций. В традиционной культуре вечёры являлись своеобразными “социальными институтами”. Именно здесь осуществлялась социализация детей и подростков, сообщались те этнические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их жизнь. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором в его естественных, бытовых формах, дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.

Вечёры организуются для трех возрастных групп: младшая вечёра (6-9 лет), средняя (10-13 лет), старшая (14-17 лет). Общение на вечёрах проходит в свободной форме, группы детей организуются спонтанно. В совместной деятельности разных возрастных групп осуществляется передача знаний, традиций непосредственно от ребенка к ребенку. Тот фольклорный материал, которым владеют старшие дети, в свободном общении естественным образом осваивается младшими.

3. Оптимальной формой реализации воспитательных задач в летний период является фольклорно-этнографический лагерь. Базовое содержание образования лагеря ориентировано на изучение и освоение народной культуры через поисковую, исследовательскую деятельность школьников, на формирование творческой личности, на интенсивный обмен духовно-нравственными и эмоционально-личностными ценностями между поколениями и внутри сообщества. В период жизнедеятельности ребенка в лагере активизируется процесс социализации, гармонизируются личностные и общественные качества индивидуума в условиях детского коллектива. Более интенсивно происходит процесс адаптации к определенным условиям.

Наши наблюдения показывают, что непосредственное общение детей с народными исполнителями, которое предоставляет фольклорно-этнографический лагерь, способствует развитию у них интереса к народной культуре, ее духовным ценностям, гуманизму.

Модель образовательного процесса
(Реализация образовательных программ)

Ступени образования

Инвариантные

Вариативные

Дошкольный возраст
(6 лет)

Программа “Месяцеслов”
интегрированный курс
Программа “Сказка” (сказкотерапия)

Младший школьный возраст
(7 - 9 лет)

Программа “Круглый год”

Подпрограммы:
“Муз.-игровой фольклор” “Народная игрушка”
“Народный календарь”

Программы музыкальной студии.

Обучение игре на:
фортепиано
гармони
балалайке

Средний школьный возраст
(9-11 лет)

Программа “Древо жизни”.

Подпрограммы:
“Основы народной культуры” (теоретический курс)
“Фольклорный ансамбль”
“Традиционные ремесла”

Программы музыкальной студии

Средний школьный возраст
(11-13 лет)

Программа “Выбор”. Теоретический курс.

Подпрограммы мастерских и студий:
“Фольклорный ансамбль”
“Традиционное ткачество”
“Роспись по дереву”
“Плетение из бересты”
“Плетение из ивы”
“Традиц. народный костюм”
“Народная кукла”
“Вологодское кружево”
“Лоскутное шитье”
“Русский кулачный бой”
“Творческая фотография”

Программы музыкальной студии.

Факультативный курс по программам мастерских и студий.

Старший школьный возраст
(14-17 лет)

Программа “Мастер”. Теоретический курс.

Подпрограммы:
“Ремесло”
“Этнография”
“Музыкальный фольклор”

Факультативный курс по программам мастерских и студий.

Теоретические основы народной культуры.


Возврат к списку

 





Издания на заказ

Корчагова Л.А. Росписи Вологодской земли. Шекснинская золочёнка
Корчагова Л.А. Росписи Вологодской земли. Шекснинская золочёнка
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос


Группа ЦНК Вконтакте