Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Каданцева О.А. Эксперимент по комплексному включению народных традиций в содержание образования в Хохловской школе

О.А. Каданцева
(Кадуйский центр народной традиционной культуры, п. Хохлово Кадуйского района)
Эксперимент по комплексному включению народных традиций в содержание образования в Хохловской школе
В сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.

Об общественно-государственной значимости работы по восстановлению традиционной культуры сейчас много говорят и пишут. Например, в учебнике “Теория государственного управления” читаем: “В ряду объективных основ государственного управления — культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором (сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня нашей объективной жизненной опорой”. И далее: “Каждое общество может нормально развиваться на базе только собственной культуры, своих традиций и обычаев, взглядов и установок, идеалов и ценностей… Поэтому существенная проблема, в известной мере " оборотная сторона" другой, не менее важной (освоение современных технологий), может быть обозначена как возвращение, восстановление и сохранение всего того, что составляет самобытность, уникальность российского, а в нем русского начала, российской сущности общественной и личной жизнедеятельности” (с. 60). В русле идей возрождения национальной культуры, при обсуждении грядущей (или уже идущей?) реформы системы образования, ставится и вопрос о необходимости “национально сориентировать” саму эту систему.

 К сожалению, реальные пути решения этой проблемы не определены и не прописаны ни в одном учебнике. Поэтому всем, кто так или иначе сталкивается с ней, (а это работники культуры, образования, административных органов), приходится, как правило, работать “без подсказки”, рассчитывать в основном на собственные силы и изыскивать свои способы включения национальных культурных традиций в современную действительность. Для Кадуйского центра народной традиционной культуры, который находится в поселке Хохлово, на сегодняшний день одним из важнейших направлений деятельности стала совместная с Хохловской средней школой опытно-экспериментальная работа по созданию учебно-воспитательного комплекса, обеспечивающего средствами этнической культуры, в первую очередь, ее базового компонента — традиционной народной культуры — личностный рост ребенка.

Включение школы в решение проблемы восстановления народных традиций, более того, определение педагогическим коллективом этого направления работы как одной из важнейших стратегических линий развития школы и выход его на экспериментальную деятельность — факт далеко не случайный.

Наш поселок в такой же степени проблемный, как и любой другой рабочий поселок городского типа с населением “разного роду-племени”, собравшимся из десятка областей России. Здесь много так называемых “неблагополучных” семей. Очень сильна разобщенность взрослых. В общественной жизни стремительно нарастают негативные тенденции, ведущие к конфликтным ситуациям, в том числе, и в семье. Разумеется, все это в полной мере отражается на детях и, как следствие, на качестве образовательного процесса.

Кроме того, учителя начали задумываться и над проблемами, общими для всей системы образования: неоправданно большой перечень изучаемых дисциплин в ущерб глубине действительно необходимых, отсутствие логических связей между предметами, образовательная непродуктивность учебных программ, пренебрежение воспитательными процессами и пр.

Определение проблем, стоящих перед школой, поиск путей их преодоления привел учителей к осознанию необходимости целенаправленного включения в содержание школьного образования этнокультурного компонента — построения на основе этнических традиций всей воспитательной работы, выявления обучающего потенциала традиционной культуры и использования его в учебном процессе. Конечно, немаловажным фактором обращения школы к традиционной культуре стала и деятельность центра народной традиционной культуры, которая к этому времени уже принесла определенные результаты. Практическая работа центра с детьми показала учителям образовательные возможности народной культуры, а исследовательская и методическая — предоставила гарантии информационной и методической обеспеченности опытно-экспериментальной деятельности. Иначе говоря, центр традиционной народной культуры стал одним из главных инициаторов выхода школы в русло направления, связанного с традициями национальной культуры, и в настоящее время совместная деятельность двух учреждений приняла развернутый характер (см. схему).

Чтобы не получилась ситуация, когда эксперимент существует ради самого эксперимента, недостаточно просто обозначить проблему и сформулировать цели в “зоне ближайшего развития”, нужно определить его перспективную направленность. По большому счету, желаемая цель глобальна до невозможности решить ее в рамках данного педагогического эксперимента — выпустить из школьных стен в “большой мир” всех детей с установкой на культурно-созидательную деятельность, обеспечить их знаниями, позволяющими легко и свободно ориентироваться и адекватно действовать в современном сложноструктурированном социокультурном пространстве, умением воссоздавать и приращивать культурный опыт и имеющиеся социальные связи и отношения.

Конечно, для достижения этой цели коллективу школы предстоит решить длинный ряд сложнейших задач и на первый взгляд незначительных, но мудреных задачек и, таким образом, попытаться в масштабах хотя бы одного образовательного учреждения и одного поселка начать изменение нынешней ситуации.

К первоочередным задачам эксперимента можно отнести, во-первых, создание комплекта этнически ориентированных программ, работающих на личностный рост ребенка, то есть на развитие его социальной активности. В настоящее время кроме введенного в учебный план школы курса “Основы народной культуры” (автор — А. В. Кулев), многие учителя разрабатывают авторские программы факультативных курсов — “Мир русского крестьянства”, “Старинные занимательные задачи”, “Народные праздники и обычаи”, “Рождение дома, семьи, ребенка” и т. д. Важной задачей является адаптация этих программ друг к другу и создание из уже имеющихся факультативных курсов системно выстроенного учебно-воспитательного комплекса, открытого для вновь появляющихся программ.

Несомненно, что при создании такого комплекса не обойтись без установления и развития межпредметных связей. Сейчас содержание школьного образования в большой степени представляет собой подобие карточного домика, только выстроенного в данном случае из фактов, дат, формул, мероприятий и т. п. У него нет ни фундамента, ни связующего материала. Судьба такого “домика” известна заранее — он рассыплется от малейшего прикосновения. Так и несвязанные между собой знания — чем их больше, тем легче они поддаются разрушению в сознании ребенка, тем меньше их практическая жизненная ценность. Мы полагаем, что центральным звеном разработки межпредметных связей, обеспечивающим целостность учебно-воспитательного процесса, также может стать этническая культура. Основанием для такого предположения является понимание этнической культуры как системы, естественным образом организующей человеческие знания и человеческий опыт, системы, динамически развивающейся за счет присовокупления положительного опыта и позитивных ценностей и знаний, и, в то же время, отторгающей антиобщественные (и, шире, античеловеческие) установки, которые не соответствуют выработанным этносом моделям жизнеустроения.

Одной из сложнейших задач, стоящих перед участниками эксперимента, является частичная трансформация содержания предметных курсов, их ориентация в сторону национальной культуры. Изменение образовательного стандарта требует достаточно веских обоснований, которые, к сожалению, рядовой школьный учитель не всегда может сделать. Эта задача отнесена в число перспективных, а условием ее решения является обучение и подготовка самих участников эксперимента, которое сейчас ведется школой с помощью специалистов центра и областных учреждений культуры и образования.

Хотя работа (не хотелось бы называть ее просто экспериментом), рассчитана на длительную перспективу, и не все идет так гладко, как хотелось бы, нельзя не заметить положительных изменений в школьном коллективе, в первую очередь, во взаимоотношениях учителей и учащихся, перешедших на качественно иной уровень — уровень межличностного взаимодействия. Разумеется, возникшие отношения сотрудничества учителей и детей не могли не сказаться и на других сторонах образовательного процесса.

Результаты работы любой школы оцениваются, как правило, по нескольким параметрам, основными из которых являются уровень успеваемости, уровень качества знаний и уровень правонарушений среди учащихся. Взяв данные за несколько последних лет, в течение которых осуществлялась целенаправленная работа по погружению детей в контекст этнической культуры, мы составили сравнительные таблицы по вышеперечисленным параметрам (см. диаграмму). Развитие положительных тенденций — налицо. Даже если предположить, что существуют и другие объективные причины улучшения количественных и качественных показателей образовательного процесса, представляется несомненным, что обращение к этнокультурным традициям играет здесь немаловажную роль.

Хотелось бы думать, что мы готовим не поколение “иммигрантов у себя на родине”, а поколение, готовое жить и действовать в соответствии с нормами, ценностями, идеалами своего народа, в соответствии с национальными обычаями, которые, по словам В. Г. Белинского, “укрепляются давностью, освящаются временем и переходят от поколения к поколению, как наследие потомков от предков”.


Возврат к списку

 





Опрос


Оцените качество оказаваемых услуг

Пройти опрос


Издания на заказ

Кириллова, О.Ф. Основы вологодского кружевоплетения. Парная техник плетения.
Кириллова, О.Ф. Основы вологодского кружевоплетения. Парная техника плетения.
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос


Группа ЦНК Вконтакте