Изучение, сохранение и восстановление народных традиций Вологодской области как одно из направлений деятельности лаборатории народного музыкального творчества Вологодского педагогического университета
В сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.
Лаборатория народного музыкального творчества как научное подразделение Вологодского государственного педагогического университета формирует свою деятельность по следующим направлениям:
— изучение фольклорно-этнографических традиций Вологодской области;
— формирование коллекций фольклорно-этнографических материалов и последующая их разработка;
— освоение народной музыкальной культуры — деятельность фольклорного коллектива ВГПУ;
— методическая работа в адрес учреждений культуры и образования;
— разработка программ и экспериментальная деятельность по включению фольклорного наследия в систему детского воспитания и образования;
— подготовка кадров;
— просветительская работа.
Изучение фольклорно-этнографических традиций Вологодской области является одним из главных направлений деятельности Лаборатории народного музыкального творчества педагогического университета. Основу ее составляет активная собирательская работа — запись материалов по традиционной народной культуре края (аудио-, видео-, фотодокументы). За период с 1981 по 2000 годы состоялось около 50 фольклорных экспедиций в районах Вологодской и сопредельных с ней областей. В основу экспедиционной деятельности Лаборатории положены принципы и методы исследования, разработанные специалистами Фольклорно-этнографического центра Министерства культуры РФ (г. Санкт-Петербург).
Характер научного исследования определяется комплексом задач, стоящих перед фольклористикой на современном этапе, а также обусловлен сферой последующего применения фольклора в процессе его восстановления. Одним из важнейших принципов экспедиционной работы является метод сплошного изучения территорий Вологодской области. Целенаправленное и планомерное обследование каждого населенного пункта с выявлением носителей народной культуры, позволяет не только определить границы распространения локальной традиции, но и зафиксировать ее в наиболее полном виде, опираясь на множественность местных вариантов. Особое место в экспедиционной практике отводится методу повторной записи уже полученных ранее материалов, что позволяет уточнить и проверить имеющиеся факты, получить новые дополнительные сведения по фольклору и этнографии. Комплексное изучение народной культуры позволяет выявить целостную картину бытования фольклорных традиций и формируется по следующим основным направлениям исследования:
- народная философия;
- нравственные и этические нормы;
- традиционное воспитание;
- народная медицина;
- обрядовая культура (народный календарь, обряды семейного цикла — родильные, похоронно-поминальные, свадебный, рекрутский; ритуалы повседневного обихода и др.);
- фольклор (песни, инструментальная музыка, хореографические формы; жанры поэтического творчества);
- материальная культура (трудовые занятия: ткачество, плетение, гончарное ремесло, резьба по дереву, архитектура и др.).
Полученные в ходе экспедиционной работы материалы формируют основные коллекции фольклорно-этнографического фонда Лаборатории (около 50 тыс. аудио-, видео-, фотозаписей ) и широко используются в научной, методической и художественно-творческой деятельности. Ведется активная работа по подготовке материалов к публикации и тиражированию для районов области по совместным соглашениям.
В области теоретических исследований на первый план выходят задачи выявления территориального распространения локальных народных традиций, определения характера функционирования целостных этнокультурных комплексов и отдельных элементов традиционной культуры. Важнейшей задачей является изучение архаических пластов фольклора — в области мифологических представлений, в системе ритуальных комплексов и художественных форм. Так, например, изучение ранних типов фольклорного интонирования, жанровая классификация обрядового фольклора позволяют расширить представления о художественных явлениях народной культуры и во многом прояснить вопросы, связанные с генезисом народно-музыкального языка.
Важнейшим направлением работы Лаборатории народного музыкального творчества является деятельность в адрес учреждений культуры и образования. Необходимой предпосылкой для успешной реализации программных установок в деле изучения и восстановления народных традиций Вологодской области стало тесное взаимодействие университета с областными структурами. Начиная с 1990 г., Лаборатория принимает активное участие в разработке целевых программ по сохранению и возрождению традиционной народной культуры Вологодской области, является активным их исполнителем. В рамках принятых соглашений, проводится экспедиционное обследование региона, осуществляется работа по созданию в области центров народной культуры. Так, например, положительным оказался результат взаимодействия Лаборатории с Нюксенским отделом культуры. Был совместно разработан проект районного центра традиционной культуры, намечены основные направления работы. Благодаря тесной взаимосвязи университета и Нюксенского ЦТНК было продолжено углубленное изучение народных традиций района, сформированы необходимые предпосылки для самостоятельной экспедиционной деятельности сотрудников центра. В качестве методической помощи проводились семинары по вопросам изучения и использования фольклорного наследия в работе учреждения культуры, организовывались курсы и стажировки сотрудников на базе университета. Лаборатория продолжает осуществлять научное руководство деятельностью центра, оказывает поддержку в плане реализации совместных проектов (фольклорные экспедиции, подготовка материалов к публикации и тиражированию).
Особое место в деятельности педагогического университета отводится программе включения фольклорного наследия в систему образования. Одним из первых организационных шагов по реализации намеченных задач стало участие Лаборатории народного музыкального творчества в создании в г. Вологде специализированного учреждения дополнительного образования — Школы традиционной народной культуры. По заказу областного управления образования (ныне — департамент образования администрации области) в 1990 г. Лабораторией совместно с коллективом Школы был разработан проект, концепция и программа основных направлений учебно-воспитательной работы. В течение ряда лет Лаборатория осуществляла научное руководство деятельностью школы, решала задачи методического характера, в том числе — вопросы обеспечения учебного процесса фольклорно-этнографическими материалами, педагогическими кадрами.
С 1996 года Лаборатория народного музыкального творчества приступила к разработке программы по включению фольклорно-этнографического компонента в систему общего и специального образования. На основе созданной при музыкально-педагогическом факультете ВГПУ подготовительной группы детей-шестилеток впоследствии в школе № 10 г. Вологды были сформированы специализированные фольклорно-этнографические классы с углубленным изучением народных традиций своего края. Осуществляемая экспериментальная деятельность в школе № 10 стала необходимой предпосылкой для научно-методической работы. Был разработан комплекс учебно-воспитательных и тематических программ в цикле специальных предметов: “Основы традиционной народной культуры, фольклорное исполнительство, художественный труд и изобразительное искусство”, а также разнообразных форм внеклассной работы.
Одним из важнейших направлений деятельности на современном этапе является построение научно обоснованных программ подготовки фольклористов, призванных решать важные для современного общества задачи сохранения и развития форм традиционной культуры. О необходимости создания в нашей области системы профессиональной подготовки специалистов по фольклору неоднократно указывалось на совместных заседаниях областного департамента образования и Вологодского педагогического университета. В результате достигнутых договоренностей в 1997 г. на базе музыкально-педагогического факультета и Лаборатории народного музыкального творчества университета начато
осуществление проекта дополнительного обучения студентов по специальности “музыкальный фольклор”. Программа профессиональной подготовки фольклористов строится с учетом необходимости комплексного изучения традиционной народной культуры, изучения системы смежных наук: музыкознание, филология, история, этнография. Важная роль при этом отводится решению практических задач — освоению народно-музыкальных традиций.
Деятельность фольклорного коллектива ВГПУ связана с просветительской работой и направлена в сторону широкого ознакомления слушательской аудитории с народно-песенными традициями Вологодской области. Ансамбль, состоящий из преподавателей и студентов музыкально-педагогического факультета университета, нацелен на достоверное воспроизведение аутентичного фольклора, восстанавливает народно-музыкальные традиции нашего края в современных условиях, включая и концертно-художественную практику.
Значительными событиями в культурной жизни Вологды и области стали в последние годы фольклорные концерты, организуемые Лабораторией на базе концертного зала ВГПУ. Вниманию слушателей были предложены циклы тематических программ с участием фольклорных коллективов г. Вологды и области, гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Новосибирска, Перми и других городов России и ближнего зарубежья. Для детской аудитории на базе педагогического университета ежегодно функционирует лекторий “Народная песня — детям”, где в доступной и увлекательной форме юным слушателям рассказывается о традициях русской деревни.
Свою работу в дальнейшем Лаборатория народного музыкального творчества Вологодского педагогического университета видит в развертывании всех направлений деятельности. Большое значение в ее работе придается системе взаимодействия педагогического университета с различными организациями и ведомствами по решению комплекса задач в деле сохранения и восстановления народных традиций нашего края.
Сведения о работе фольклорных экспедиций Лаборатории народного музыкального творчества ВГПУ в Вологодской области
Наименование районов, где проводилась экспедиционная работа |
Год обследования |
Бабаевский | 1983 (совместно с ЛГК)
1992 (совместно с ЛГК) |
Бабушкинский | 1985 (совместно с ЛГК)
1988 1989 (совместно с ЛГК) 1990 1997 1999 |
Великоустюгский | 1989
1996 1998 1999 2000 |
Вологодский | 1997 |
Верховажский | 1987
1992 |
Грязовецкий | 1985
1986 1987 |
Кирилловский | 2000 |
Кич-Городецкий | 1993
1994 1998 1999 2000 |
Междуреченский | 1984 (совместно с ЛГК)
1985 1993 |
Никольский | 1990
1991 1994 1995 1996 1997 1998 |
Нюксенский | 1987 (совместно с ЛГК)
1988 1989 (совместно с ЛГК) 1994 1995 1996 1998 1999 2000 |
Сокольский | 1984
1986 |
Сямженский | 1986 |
Тарногский | 1986
1990 1991 1992 1995 1996 |
Тотемский | 1984
1989 |
Усть-Кубинский | 1981
1982 1986 |
Чагодощенский | 1989 (совместно с ЛГК) |
Череповецкий | 1986
1987 1990 (совместно с ЛГК) 1992 |
Шекснинский | 1997 |