Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Парадовская Г.П. Изучение, сохранение и восстановление народных традиций Вологодской области как одно из направлений деятельности Лаборатории народного музыкального творчества Вологодского педагогического университета

Г.П. Парадовская (Вологодский государственный педагогический университет)
Изучение, сохранение и восстановление народных традиций Вологодской области как одно из направлений деятельности лаборатории народного музыкального творчества Вологодского педагогического университета
В сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.

Лаборатория народного музыкального творчества как научное подразделение Вологодского государственного педагогического университета формирует свою деятельность по следующим направлениям:

— изучение фольклорно-этнографических традиций Вологодской области;
— формирование коллекций фольклорно-этнографических материалов и последующая их разработка;
— освоение народной музыкальной культуры — деятельность фольклорного коллектива ВГПУ;
— методическая работа в адрес учреждений культуры и образования;
— разработка программ и экспериментальная деятельность по включению фольклорного наследия в систему детского воспитания и образования;
— подготовка кадров;
— просветительская работа.

 Изучение фольклорно-этнографических традиций Вологодской области является одним из главных направлений деятельности Лаборатории народного музыкального творчества педагогического университета. Основу ее составляет активная собирательская работа — запись материалов по традиционной народной культуре края (аудио-, видео-, фотодокументы). За период с 1981 по 2000 годы состоялось около 50 фольклорных экспедиций в районах Вологодской и сопредельных с ней областей. В основу экспедиционной деятельности Лаборатории положены принципы и методы исследования, разработанные специалистами Фольклорно-этнографического центра Министерства культуры РФ (г. Санкт-Петербург).

Характер научного исследования определяется комплексом задач, стоящих перед фольклористикой на современном этапе, а также обусловлен сферой последующего применения фольклора в процессе его восстановления. Одним из важнейших принципов экспедиционной работы является метод сплошного изучения территорий Вологодской области. Целенаправленное и планомерное обследование каждого населенного пункта с выявлением носителей народной культуры, позволяет не только определить границы распространения локальной традиции, но и зафиксировать ее в наиболее полном виде, опираясь на множественность местных вариантов. Особое место в экспедиционной практике отводится методу повторной записи уже полученных ранее материалов, что позволяет уточнить и проверить имеющиеся факты, получить новые дополнительные сведения по фольклору и этнографии. Комплексное изучение народной культуры позволяет выявить целостную картину бытования фольклорных традиций и формируется по следующим основным направлениям исследования:

- народная философия;
- нравственные и этические нормы;
- традиционное воспитание;
- народная медицина;
- обрядовая культура (народный календарь, обряды семейного цикла — родильные, похоронно-поминальные, свадебный, рекрутский; ритуалы повседневного обихода и др.);
- фольклор (песни, инструментальная музыка, хореографические формы; жанры поэтического творчества);
- материальная культура (трудовые занятия: ткачество, плетение, гончарное ремесло, резьба по дереву, архитектура и др.).

Полученные в ходе экспедиционной работы материалы формируют основные коллекции фольклорно-этнографического фонда Лаборатории (около 50 тыс. аудио-, видео-, фотозаписей ) и широко используются в научной, методической и художественно-творческой деятельности. Ведется активная работа по подготовке материалов к публикации и тиражированию для районов области по совместным соглашениям.

В области теоретических исследований на первый план выходят задачи выявления территориального распространения локальных народных традиций, определения характера функционирования целостных этнокультурных комплексов и отдельных элементов традиционной культуры. Важнейшей задачей является изучение архаических пластов фольклора — в области мифологических представлений, в системе ритуальных комплексов и художественных форм. Так, например, изучение ранних типов фольклорного интонирования, жанровая классификация обрядового фольклора позволяют расширить представления о художественных явлениях народной культуры и во многом прояснить вопросы, связанные с генезисом народно-музыкального языка.

Важнейшим направлением работы Лаборатории народного музыкального творчества является деятельность в адрес учреждений культуры и образования. Необходимой предпосылкой для успешной реализации программных установок в деле изучения и восстановления народных традиций Вологодской области стало тесное взаимодействие университета с областными структурами. Начиная с 1990 г., Лаборатория принимает активное участие в разработке целевых программ по сохранению и возрождению традиционной народной культуры Вологодской области, является активным их исполнителем. В рамках принятых соглашений, проводится экспедиционное обследование региона, осуществляется работа по созданию в области центров народной культуры. Так, например, положительным оказался результат взаимодействия Лаборатории с Нюксенским отделом культуры. Был совместно разработан проект районного центра традиционной культуры, намечены основные направления работы. Благодаря тесной взаимосвязи университета и Нюксенского ЦТНК было продолжено углубленное изучение народных традиций района, сформированы необходимые предпосылки для самостоятельной экспедиционной деятельности сотрудников центра. В качестве методической помощи проводились семинары по вопросам изучения и использования фольклорного наследия в работе учреждения культуры, организовывались курсы и стажировки сотрудников на базе университета. Лаборатория продолжает осуществлять научное руководство деятельностью центра, оказывает поддержку в плане реализации совместных проектов (фольклорные экспедиции, подготовка материалов к публикации и тиражированию).

Особое место в деятельности педагогического университета отводится программе включения фольклорного наследия в систему образования. Одним из первых организационных шагов по реализации намеченных задач стало участие Лаборатории народного музыкального творчества в создании в г. Вологде специализированного учреждения дополнительного образования — Школы традиционной народной культуры. По заказу областного управления образования (ныне — департамент образования администрации области) в 1990 г. Лабораторией совместно с коллективом Школы был разработан проект, концепция и программа основных направлений учебно-воспитательной работы. В течение ряда лет Лаборатория осуществляла научное руководство деятельностью школы, решала задачи методического характера, в том числе — вопросы обеспечения учебного процесса фольклорно-этнографическими материалами, педагогическими кадрами.

С 1996 года Лаборатория народного музыкального творчества приступила к разработке программы по включению фольклорно-этнографического компонента в систему общего и специального образования. На основе созданной при музыкально-педагогическом факультете ВГПУ подготовительной группы детей-шестилеток впоследствии в школе № 10 г. Вологды были сформированы специализированные фольклорно-этнографические классы с углубленным изучением народных традиций своего края. Осуществляемая экспериментальная деятельность в школе № 10 стала необходимой предпосылкой для научно-методической работы. Был разработан комплекс учебно-воспитательных и тематических программ в цикле специальных предметов: “Основы традиционной народной культуры, фольклорное исполнительство, художественный труд и изобразительное искусство”, а также разнообразных форм внеклассной работы.

Одним из важнейших направлений деятельности на современном этапе является построение научно обоснованных программ подготовки фольклористов, призванных решать важные для современного общества задачи сохранения и развития форм традиционной культуры. О необходимости создания в нашей области системы профессиональной подготовки специалистов по фольклору неоднократно указывалось на совместных заседаниях областного департамента образования и Вологодского педагогического университета. В результате достигнутых договоренностей в 1997 г. на базе музыкально-педагогического факультета и Лаборатории народного музыкального творчества университета начато

осуществление проекта дополнительного обучения студентов по специальности “музыкальный фольклор”. Программа профессиональной подготовки фольклористов строится с учетом необходимости комплексного изучения традиционной народной культуры, изучения системы смежных наук: музыкознание, филология, история, этнография. Важная роль при этом отводится решению практических задач — освоению народно-музыкальных традиций.

Деятельность фольклорного коллектива ВГПУ связана с просветительской работой и направлена в сторону широкого ознакомления слушательской аудитории с народно-песенными традициями Вологодской области. Ансамбль, состоящий из преподавателей и студентов музыкально-педагогического факультета университета, нацелен на достоверное воспроизведение аутентичного фольклора, восстанавливает народно-музыкальные традиции нашего края в современных условиях, включая и концертно-художественную практику.

Значительными событиями в культурной жизни Вологды и области стали в последние годы фольклорные концерты, организуемые Лабораторией на базе концертного зала ВГПУ. Вниманию слушателей были предложены циклы тематических программ с участием фольклорных коллективов г. Вологды и области, гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Новосибирска, Перми и других городов России и ближнего зарубежья. Для детской аудитории на базе педагогического университета ежегодно функционирует лекторий “Народная песня — детям”, где в доступной и увлекательной форме юным слушателям рассказывается о традициях русской деревни.

Свою работу в дальнейшем Лаборатория народного музыкального творчества Вологодского педагогического университета видит в развертывании всех направлений деятельности. Большое значение в ее работе придается системе взаимодействия педагогического университета с различными организациями и ведомствами по решению комплекса задач в деле сохранения и восстановления народных традиций нашего края.

Сведения о работе фольклорных экспедиций Лаборатории народного музыкального творчества ВГПУ в Вологодской области

Наименование районов, где проводилась экспедиционная работа

Год обследования

Бабаевский 1983 (совместно с ЛГК)
1992 (совместно с ЛГК)
Бабушкинский 1985 (совместно с ЛГК)
1988
1989 (совместно с ЛГК)
1990
1997
1999
Великоустюгский 1989
1996
1998
1999
2000
Вологодский 1997
Верховажский 1987
1992
Грязовецкий 1985
1986
1987
Кирилловский 2000
Кич-Городецкий 1993
1994
1998
1999
2000
Междуреченский 1984 (совместно с ЛГК)
1985
1993
Никольский        1990
1991
1994
1995
1996
1997
1998
Нюксенский 1987 (совместно с ЛГК)
1988
1989 (совместно с ЛГК)
1994
1995
1996
1998
1999
2000
Сокольский 1984
1986
Сямженский 1986
Тарногский 1986
1990
1991
1992
1995
1996
Тотемский 1984
1989
Усть-Кубинский 1981
1982
1986
Чагодощенский 1989 (совместно с ЛГК)
Череповецкий 1986
1987
1990 (совместно с ЛГК)
1992
Шекснинский 1997

Возврат к списку

 





Опрос


Оцените качество оказаваемых услуг

Пройти опрос


Издания на заказ

Гладышева О.К. Росписи Вологодской земли.Гаютинская роспись
Гладышева О.К. Росписи Вологодской земли. Гаютинская роспись
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос


Группа ЦНК Вконтакте