Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Толстикова Ю.Ю. Образ "воли" в девьей лирике Вологодской области

Ю.Ю. Толстикова (Фольклорно-этнографический центр Министерства культуры РФ, Санкт-Петербург)
Образ "воли" в девьей лирике Вологодской области
В сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.

Народные песни, связанные с поэтическим образом воли, открывают одну из ярчайших страниц русского фольклора. В традиционной культуре образ воли имеет широкий спектр значений — это и личная свобода, и вольная жизнь до брака, а также доля, судьба. Истоки этого образа лежат в сфере свадебной поэтики, где “воля” в смысловом отношении сближается с понятием “девичьей красоты”, обозначая состояние девичества. В свадебном обряде “волей” могут называться различные атрибуты невесты — ее коса, лента, головной убор, украшенная лентами и цветами ёлочка. Поэтические мотивы “потери воли”, “прощания с красотой” выступают в качестве формульных в групповых и сольных причитаниях, а также в свадебных опевальных песнях.

Особое значение образ воли приобретает в лирических песнях, принадлежащих женской певческой традиции. Составляющие самостоятельную жанровую группу, эти песни по своему содержанию являются жалобами-обращениями. В поэтических текстах лирических песен-жалоб “воля” выступает в качестве символа, обобщающего эмоционально-психологическое состояние девушки-невесты.

Нашему рассмотрению подлежат образцы лирических песен, принадлежащих к диалектно-стилевой зоне Русского Севера (Вологодская и Архангельская области).

Сюжет “Воля” является одним из наиболее распространенных в северно-русской лирической песенности. Основной идеей построения поэтических текстов является принцип символического противопоставления воли и неволи, обозначающего сопоставление двух женских социальных статусов и их атрибутов (девичество — жизнь в доме родителей, русая коса, своя воля; замужество — жизнь в чужой семье, покрытая голова, неволя):

Ты гуляй-ко, гуляй де.., э-ой да деву(э-у)шка,
Да(й) пока во.., э-ой, пока волюшка своя.

Э-ой, пока волюшка да(й) у ба.., э-ой, у батю(э-у)шка,
Да(й) не роспле.., э-ой, не росплетёна коса.

Э-ой, не росплетёна да руса, э-ой(и), руса коса
Да(й) не покры.., э-ой, не покры(э)та голова.

Э-ой, как покроётцы моя голо.., э-ой, голову(э-у)шка
Да(й) вся мину.., э-ой, вся минуётце гульба.

Э-ой, вся гульба, игра да минуётце
Да(й) будет во.. ой, будет воля не своя.
(д. Карпово Белозерского р-на)

В некоторых поэтических текстах “воля” персонифицируется и наделяется способностью к различным действиям (воля “подевалась”, “завела в неволю”, “не велела погулять”):

Э-ой, как дорогая воля...
Теперь к'уда(й) моя вол'юшка, воля девал'ась.

Э-ой, девал'асе куда(й)...
Дома на родимой сторонушке воля остал'ась, ой.

Э-ой, оставал'асе пожить...
Да завел'а-то меня вол'юшка, ой(и) во невол'ю.

Э во невольку привел'а(й)...
Во такую во сл'авушку меня худую.

Э-ой, худен(и)кую...
Худая сл'авушка девушке, ой(и) надоел'а.

Э-ой, надоел'а терпеть...
Погулять-то воля волюшка, ой не вел'ел'а.
(д. Баклановская Тарногского р-на)

В песне из д. Заполье происходит противопоставление двух сюжетных мотивов — “родители наделяют девушку волей, наказывают беречь волю” и “девушка гуляет всю ночь, теряет красоту”:

Распревольное-то мне, ой да безуёмное девушкой житьё.
... Да от родителя-то мне, ой дак мне от батюшка волюшка дана.

И-ой, волюшка данная...
Да ты ходи-ко и гуляй, ой да красна девушка, воли не теряй.

И-ой, гуляй ни потиряй...
Да потиряёшь-то видь ты, ой дак волю вольню, дивичью красоту.

И-ой, дивичью красоту...
Да проходила толи я, ой да прогуляла всю ночку до утра.

И - ой, ноч'еньку до утра...
Да потиряла толи я, ой да красну красоту с белого лица.
(д. Заполье)

Бытуя в системе традиционной народной культуры, лирические песни женской традиции оказываются строго приуроченными к календарным и свадебным ритуалам и функционируют в качестве обрядовых жанров фольклора. Так, в рамках календарно-обрядового цикла лирика могла звучать и на святочных вечеринах, и у масленичного костра, лирические песни сопровождали весенние обрядовые шествия, исполнялись в поле во время жатвы. Как правило, звучание лирических песен связано с особой уличной манерой исполнения (пение в высокой тесситуре, активная подача звука, напряженный тембр, мощный звуковой поток), а также с особыми исполнительскими приемами (протяженные кадансовые тоны, озвученные сбросы дыхания). По словам народных исполнителей, песни нужно было “кричать”, петь “громко”, “гулко”, поэтому петь выходили на улицу — пели на открытом пространстве (в поле, в лесу), поднимались на возвышения (на горку, крутой берег реки), чтобы “голос летел”, “разносился далеко”. Все это способствовало появлению своеобразных отзвуков — “гулов”, “отголосков”, воспринимаемых исполнителями как ответ на пение.

Особое место лирическая песня занимает в свадебном обряде. В д. Баклановская Тарногского района песня “Дивья воля дорогая” звучит одновременно с сольным причитанием невесты во время выхода невесты на улицу, на угор — возвышенное место за деревней. Выход невесты на угор в местной традиции является центральным событием довенечной части свадебного обряда. Девушки под руки водили невесту по улице, затем шли за деревню, где невеста прощалась с волей, красотой, родней, со своей деревней. При этом невеста кланялась особым образом — “хлесталась”, т.е. падала на землю, по словам исполнителей, иногда разбиваясь в кровь.

Момент вождения невесты сопровождался ее сольными причитаниями:

Благослови меня, Го.. споди,
Дак(ы) походити да погу.. лити,
Дак(ы) поревити да поп(ы)лакати,
Дак(ы) наревитись да нап(ы)лакатись(и).
Дак покатись(и), мой зыцён голос(ы),
Во все цетыре сторонушки...

Выйдя за деревню, невеста просила подружек:

... Моя любая подруженька,
Ты зацни-ко, подруженька,
"Дивью-ту волюшку",
После "Дивьей-то волюшки" — "Малолетнюю Дунюшку".

На “угоре” происходило и прощание невесты с красотой:

Дак полети, моя красота,
За три волока дальные,
За три города славные...
д. Мичуровская Тарногского р-на

Музыкально-стилевые закономерности лирических песен указывают на их принадлежность к раннему пласту фольклора. Среди них: узкообъемность ладо-интонационной организации (терцовые, квартовые ладовые структуры), декламационно-повествовательный тип соотношения напева и текста, стиховая основа композиционного строения песен.

Одной из важнейших стилевых черт песен, связанных с образом “воли”, является наличие больших внутрислоговых распевов, составляющих специфику так называемой “протяжной” формы лирических напевов.

 

Образцы напевов

 


Возврат к списку

 





Издания на заказ

Медкова, М.Ч. Основы вологодского кружевоплетения 
Медкова, М.Ч. Основы вологодского кружевоплетения
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос


Группа ЦНК Вконтакте