Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист

А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист

Вологодская земля всегда славилась мастеровыми людьми. Здесь возникли и успешно развивались многие виды художественных промыслов и ремесел, среди которых видное место занимало гончарное искусство. Сотни мастеров трудились в различных гончарных центрах, изготовляя для нужд населения горшки, кринки, кувшины, кубышки, топники, рыльники, опарницы, корчаги и т.д. Гончарные изделия еще в первой половине прошлого века пользовались большим спросом у населения. Сегодня нет необходимости в большом количестве глиняной посуды, поменялось и отношение к изделиям гончаров, их произведения воспринимаются как сувенирная вещь или предмет декоративного назначения. Искусство народной керамики стало достаточно редким видом ремесла, его развивают профессиональные художники, мастера традиционных промыслов и мастера-педагоги. К мастерам такой ныне редкой профессии относится и Алексей Фёдорович Бондарь, народный мастер России.

А. Ф. Бондарь родился 14 ноября 1948 года в Крыму, в селе Изобильное Алуштинского района. В 1952 году семья переехала в Вологду. В школьные годы Алексей занимался в кружке изобразительного искусства при доме пионеров у основателя вологодской художественной школы Юрия Александровича Баранова. Именно этот талантливый педагог-художник зажёг в душе юного вологжанина тягу к прекрасному. Однако после окончания школы в 1966 году (учился он в школе No 7 г. Вологды) Алексей выбрал чисто техническую специальность. Работал сначала учеником монтажника АТС и учился на вечернем отделении Вологодского политехнического института. Получив специальность инженера-механика, он несколько лет трудился на заводе ЖБИ «Сельстрой», а затем – инженером-конструктором на Вологодской мебельной фабрике «Прогресс». Специалист по контрольно-измерительным приборам и автоматике, имеющий богатый опыт работы с компрессорами и котлами, в 1990-е годы А. Ф. Бондарь, в связи с начавшимися экономическими реформами в стране, реорганизацией предприятий и последующими массовыми сокращениями, вынужден был освоить новую профессию. Жизненная стезя привела Алексея Фёдоровича к преподавательской и творческой деятельности. Он стал педагогом дополнительного образования в Вологодской студии керамики «Синяя птица» Центра дополнительного образования. То, что А.Ф.Бондарь стал педагогом, наверное, не случайно, так как в роду у него дед Яков Фёдорович, выпускник учительской семинарии 1908 года, работал учителем, отец Фёдор Тимофеевич Бондарь, кандидат педагогических наук, закончив аспирантуру, преподавал в Вологодском пединституте. Мать Нина Яковлевна работала агрономом, но после окончания педагогического института, некоторое время преподавала в школе No 5 города Вологды. Профессию преподавателя выбрали сестра Алексея Фёдоровича и его племянница, а дочь Татьяна освоила профессию педагога-дефектолога. Жена Елена Орестовна до выхода на пенсию преподавала русский язык и литературу в вологодских школах.

В 1994 году А. Ф. Бондарь начал осваивать мастерство игрушечника в студии керамики «Синяя птица», куда он попал благодаря сыну Ярославу. Вечерами, приходя за мальчиком после занятий в студию, Алексей Фёдорович подолгу засиживался в мастерской, присматривался, всем интересовался и, как человек увлекающийся, в конце концов взял в руки кусочек глины и попробовал слепить свистульку. Это занятие увлекло его настолько, что стало не только хобби, но и делом всей его жизни. Он систематически посещал студию, внимательно смотрел, как работает мастер-педагог, сам старался повторить, все подмечал, пробовал, экспериментировал. Ученик-самоучка, как он себя называл, оказался очень талантливым. В 1995 году Алексей Фёдорович впервые сел за круг в мастерской у В. В. Холщагина, который в ту пору работал в студии «Синяя птица». На развитие его художественного вкуса большое влияние оказали педагоги-художники – Н. В. Костромитина и заслуженный художник России, художественный руководитель студии Т. А.Чистякова. Можно с уверенностью сказать, что студия «Синяя птица», которую он назвал «уникальным явлением» в Вологде, и её преподаватели дали профессию и определили дальнейшую жизненную дорогу А.Ф. Бондаря.

В 1996 году он был приглашён в Центр дополнительного образования в качестве мастера по обжигу керамики. Пригодились Алексею Фёдоровичу и знания инженера-механика, он для студии разработал и заказал на заводе ручные настольные круги – турнетки, на которых значительно легче было лепить глиняные игрушки. Он сделал для студии гончарный электрический круг, занимался конструированием печей для обжига.

В студии керамики «Синяя птица» А. Ф. Бондарь некоторое время работал лаборантом, а с 2005 года перешёл на должность преподавателя. В последние годы в ЦДО вел технологию гончарного дела и народной игрушки. В его классе, как и у других педагогов, обучались одновременно и дети и взрослые. Он обладал прирожденным даром педагога-наставника, вёл занятия спокойно, «с шутками, прибаутками», особенно его любили дети. Алексей Фёдорович приветствовал и поддерживал форму «семейного творчества».

А. Ф. Бондарь не ограничивался рамками только преподавательской деятельности, он сам упорно совершенствовал мастерство, отрабатывал традиционные формы сосудов, лепил глиняные игрушки в кирилловских и вельских традициях. При вытягивании глиняных сосудов на гончарном круге очень трудно, оказалось, выдержать линию, сохранить пропорции, завершить горловину, поэтому Алексей Фёдорович учился не только у педагогов студии, но и ездил к народным мастерам керамики – С. А. Лопатенко (Череповец) и Т. В. Горбатовой (Верховажье) для индивидуального обучения, изучал народную керамику в фондах музеев области. Особенно ему нравилась своей архаикой керамика бассейна среднего течения реки Сухоны. Встречи с мастерами других гончарных центров страны на фестивалях и выставках напитывали душу мастера, обогащали его знания. Он всегда с большим интересом посещал мастер-классы и практические занятия, внимательно наблюдал, как мастера разных центров лепят игрушки, делают глиняную посуду и декоративные произведения, перенимал технологические приемы. Всё это принесло хорошие результаты: изделия мастера заслужили высокую оценку специалистов, стали демонстрироваться на крупномасштабных выставках. Ассортимент его изделий довольно широк: кринки, розливы, горшки, кубышки, кувшины, кружки, бутыли, сосуды для сбора воды, свистульки – окарины, свистульки в виде утиц, коников, птичек. Игрушки А. Ф. Бондаря небольших размеров, с круглым туловищем, из которого вытягивается и моделируется голова животного или птицы, хвост-свисток и две небольшие ножки в виде выступов. Фигурки имеют обобщённый образ, отличаются лаконичностью и простотой. При изготовлении свистулек мастер большое внимание уделял чистоте звука, поэтому так тщательно распределял отверстия в игрушке. Он использовал красную глину, чаще всего сокольскую.

Глиняные сосуды А. Ф. Бондаря, созданные в народных традициях, отличаются упругими формами, плавными линиями, устойчивыми основаниями. Пропорции изделий соразмерны, части и детали масштабно соподчинены друг другу. Кувшины и кубышки с шарообразными или чуть вытянутыми яйцевидными туловами, переходящими в горловину. Верхний край сосудов завершается небольшим скосом внутрь. Миски, кринки и горшки с плавно изогнутыми стенками и крутыми плечиками имеют, как правило, выемчатое углубление у широкого открытого верха, которое выделяется рельефными рубчиками. Ручки у кувшинов и кружек небольшие, уплощённо-овальные. Тулова многих изделий у основания чуть расширяются, создавая устойчивую платформу. Внутренняя поверхность изделий несёт отпечаток ручной формовки в виде мелких рубчатых окружностей. Декор сосудов скуп и лаконичен, это рельефные пояски, звёздочки и розетки, нанесённые штампиками, и глазурь, иногда ангоб. Как и старые мастера, А.Ф.Бондарь наносит поливу не на всю поверхность изделия, а только на его верхнюю часть. Глазури придают предмету нарядность и блеск, создают красивые цветные потёки. Низ сосудов без поливы приятного светло-охристого цвета. Фактура обожжённой глины шероховатая, глиняные изделия теплые, уютные, приятные для глаз.

В последние годы А. Ф. Бондарь увлекся созданием декоративных сосудов-скульптур и сосудов с секретами и головоломками. Он умело сочетал искусство мастера-керамиста и знания инженера-конструктора, постоянно находился в поиске, придумывая формы, которые внутри имели потайные отверстия, каналы, перегородки. Его сдвоенные сосуды, созданные наподобие «горшков-щанок», оценил ведущий специалист по головоломкам А. Т. Калинин, отметив автора в своей монографии «Русские и зарубежные сосуды с секретами». Алексей Фёдорович радовался каждому удачному решению, щедро делился находками, новыми приемами в создании секретов в глиняных изделиях. Свои разработки он показал на первой персональной выставке, которая прошла в Областной детской библиотеке, где он вел кружок по головоломкам.

А. Ф. Бондарь увлекался шахматами, журналистикой, выступал на научно-практических конференциях, писал статьи в газеты и журналы, активно сотрудничал с музеями, особенно с Архитектурно-этнографическим музеем в Семёнково. Ни один большой праздник или фестиваль не проходил без его участия. Он обустроил в музее «Гончарную мастерскую», с большим удовольствием проводил мастер-классы, интерактивные экскурсии и занятия, выставлял свои изделия на выставках-ярмарках.

В 2002 году А. Ф. Бондарю был присвоен статус «Мастер художественных промыслов Вологодской области», а в 2006 году Союзом художников России ему присвоено звание «Народный мастер России».

 

Ангелина Глебова, заслуженный работник культуры РФ



Назад в раздел





Опрос


Оцените качество оказаваемых услуг

Пройти опрос


Издания на заказ

Корчагова Л.А. Росписи Вологодской земли. Шекснинская золочёнка
Корчагова Л.А. Росписи Вологодской земли. Шекснинская золочёнка
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос


Группа ЦНК Вконтакте