Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Проект «К душе через театр»

Проект «К душе через театр»

МОУ ДОД «Усть-Кубинская детская школа искусств» Автор и руководитель проекта, режиссер народного театра МУК «Усть-Кубинский районный дом культуры» - А.А. Савичев


В 2007 году в МОУ ДОД «Усть-Кубинская детская школа искусств» было открыто отделение театрального искусства. На это отделение были приглашены воспитанники Усть-Кубинского детского дома, так, как у детей наблюдается ярко-выраженная специфика: зачастую эти дети аутичны, у них слабо выражена потребность к общению, у многих выявляется задержка умственного развития, педагогическая запущенность, признаки девиантного поведения, не обладают эмоциональной культурой. Эти дети, как правило, не имеют навыков конструктивного общения. Они одновременно требуют внимания и отторгают его, демонстрируя агрессию или пассивное отчуждение. Эмоциональная холодность, отсутствие коммуникативных навыков, педагогическая запущенность, отклонение в развитии – частые качества личности таких детей. Ребенок не умеет себя проявить. У детей, проживающих в детском доме, зачастую формируется иждивенческая позиция, отсутствие личностной ответственности.

Перед педагогами школы искусств, автором настоящего проекта стояла непростая задача - развить эмоциональную экспрессию у этих детей, сферу чувств, способность к соучастию, сопереживанию, навыки общения и коллективного творчества.

Проект «К душе через театр» направлен на введение воспитанников детского дома в социум, на приобретение определенных поведенческих навыков через приобщение к театральной деятельности. Театр близок и понятен природе ребенка, т.к. связан с игрой. Играя роль, ребенок эмоционально сопереживает своему персонажу, а это, безусловно, влияет на мир его чувств, обогащает средства эмоциональной выразительности. Необходимость исполнения монологов, разыгрывания действия, согласования своей игры с игрой партнера – все это способствует развитию навыков межличностного общения. Драматизация развивает умение понять своего партнера, используя не только вербальные высказывания, но и различные средства эмоциональной выразительности: жест, мимику, интонацию. Ребенок вовлечен в деятельность по подготовке праздника, представления, по изготовлению костюмом, учась при этом взаимодействию с другими членами коллектива.

Это положительным образом сказывается на психологическом климате в коллективе. В совместную творческую деятельность вовлекаются даже не достаточно активные дети, что помогает им преодолевать трудности в общении. К проведению театральных мероприятий привлекаются семьи, желающие усыновить ребенка. Потенциальные родители видят своего будущего члена семьи в нестандартной обстановке, позволяющей ребенку проявить свои наиболее положительные личностные качества, эмоционально раскрыться. Через игру ребенок переживает чужой эмоциональный опыт, его эмпирические рамки расширяются, он приобщается к ролевому поведению, примеряя на себя различные социальные статусы и роли. Постепенно ребенок начинает переносить приобретенные навыки межличностного общения в повседневную практику.

Дети эмоционально откликаются на содержание спектаклей, могут проявлять простейшую импровизацию, понимают положительные или отрицательные черты в поведении и поступках героев, вступают в диалог, могут самостоятельно высказывать свои мысли, более развита речь. Театрализованная деятельность способствует развитию умения овладевать эмоциями. В процессе творческой игры принимают участие даже самые застенчивые дети. В процессе работы к таким детям применяются упражнения на развитие эмоциональной сферы с помощью этюдов на выражение основных эмоций, на развитие восприятий, выразительность жестов. Ранее эти дети были эмоционально и психологически запущены. Сейчас в ходе репетиций часто можно услышать: «А можно во так исполнить?», «А я хочу сделать так...» - это прекрасное проявление творческой инициативы.

Психологический портрет участников проекта и динамика изменения их личности

К учебе в театральном отделении Усть-Кубинской школы искусств привлечено более 30 человек воспитанников Усть-Кубинского детского дома. Психологами и педагогами детского дома зафиксировали положительные изменения в поведении детей в процессе реализации проекта «К душе - через театр...». У детей повысился познавательный и эмоциональный потенциал.

Расширился кругозор, появилось чувство ответственности перед коллективом, целеустремленность. Воспитанники, посещающие театральную студию «Начало», выделяются среди коллектива детского дома большей активностью, добротой, умением общаться с взрослыми, самоорганизацией, любознательностью, умением понять поступки людей и оценить их, придти на помощь в случае необходимости. Эти дети белее внимательны к людям, тактичны, у них белее обостренное чувство собственного достоинства, они более уверены в себе, раскованы в общении с незнакомыми людьми. В результате занятий театральным творчеством, у них развивается память, что помогает в учебе. Они значительно улучшили результаты в усвоении школьных знаний. Эти дети менее конфликтны, как в коллективе детского дома, так и в школе.

Ребята, занимающиеся театральным творчеством - лучшие помощники воспитателей при организации коллективных творческих дел в детском доме. Они очень активны и умеют увлечь за собой других ребят, проявляют творческую инициативу, любят сами организовывать праздники, вечера, встречи, концерты и другие общественные дела. Эти дети являются примером самодисциплины, саморазвития для всех остальных детей детского дома. Нравственные качества этих ребят также заметно улучшились.

Ребята сами пишут сценарии проводимых мероприятий в детском доме, таких как «Наш дом», «Я вас люблю», «Народный хоровод» и др. Так обогащаются представления детей о сущности социальных взаимодействий между людьми, преодолеваются нелогичность поведения, содержательная бедность общения, эмоциональная нестабильность. Особый эмоциональный настрой создается, когда дети готовятся к так называемым «Смотринам» - посещению детского дома будущими «родителями». Дети наводят порядок в группах, украшают зрительный зал, готовят себе наряды, пишут сценарий «смотрин». Участие в этом мероприятии повышает собственную самооценку ребенка, помогает развитию уверенности, самостоятельности, веры в собственные силы. Мероприятие способствует налаживанию эмоционального взаимодействия с взрослыми и другими детьми.

Воспитанники Усть-Кубинского детского дома неоднократно принимали участие в областных фестивалях детского творчества среди детских домов «Созвездие», выступают с концертно-театральными программами в различных организациях с. Устье-Кубенское, перед ветеранами, инвалидами.

Занятия театральным творчеством благоприятно сказываются на психологической обстановке в коллективе детского дома и положительно влияет на дальнейшую судьбу детей. В 2010 году 4 воспитанника получили свидетельства об окончании курса актерского мастерства с оценкой «отлично». За три года работы проекта было усыновлено и принято в семьи 25 воспитанников детского дома, 12 выпускников после получения среднего образования продолжают учебу в училищах и колледжах. Проект «К душе через театр» органично вошел в структуру детского дома, в педагогический процесс: создана творческая развивающая среда, организована театральная группа «Начало», есть зрительный зал, в котором дети занимаются театральной деятельностью, костюмерная мастерская, помещение для изготовления декораций. Не случайно в качестве девиза проекта педагогами была выбрана народная мудрость «Хоть убейся, упади, а деток в люди выведи...».







Опрос


Оцените качество оказаваемых услуг

Пройти опрос


Издания на заказ

Кириллова, О.Ф. Основы вологодского кружевоплетения. Парная техник плетения.
Кириллова, О.Ф. Основы вологодского кружевоплетения. Парная техника плетения.
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос


Группа ЦНК Вконтакте