Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Мария - модератор сайта (Автор тем)

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
III Областной смотр-конкурс информационной и методической деятельности в сфере традиционной народной культуры, народного творчества, культурного досуга, культурного туризма
 
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении III Областного смотра-конкурса
информационной и методической
деятельности в сфере традиционной народной культуры,
народного творчества, культурного досуга, культурного туризма


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Учредители и организаторы смотра-конкурса:
- Департамент культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области;
- БУК ВО «Областной научно-методический центр культуры».

Цели смотра-конкурса:

Областной смотр-конкурс информационной и методической деятельности в сфере традиционной народной культуры, народного творчества, культурного досуга и культурного туризма направлен на создание корпоративной методической службы региона, формирование единого информационного пространства, внедрение в практику методических служб районов современных социокультурных технологий; повышение эффективности и качества информационного и методического обеспечения культурно-досуговой сферы; создание условий для обмена опытом и повышения профессионального мастерства специалистов методических служб.

Задачи Смотра-конкурса:

- Выявление и распространение передового опыта методической и информационной деятельности в сфере в сфере традиционной народной культуры, народного творчества, организации культурного досуга населения, реализации туристских программ и проектов;
- Популяризация информационных ресурсов в сфере традиционной народной культуры, народного творчества, любительского искусства, культурного туризма;
- Создание единого банка данных информационных ресурсов в сфере традиционной народной культуры, народного творчества, любительского искусства, культурно-досуговой деятельности, культурного туризма на различных носителях на базе БУК ВО «Областной научно-методический центр культуры»;
- Внедрение новых информационно-методических разработок в деятельность учреждений культурно-досугового типа.

Участники Смотра-конкурса

В Смотре-конкурсе могут принимать участие муниципальные учреждения культуры, занимающиеся информационным и методическим обеспечением сферы традиционной народной культуры, народного творчества, культурно-досуговой деятельности, в т.ч. муниципальные методический службы, дома культуры, клубы, центры традиционной народной культуры, дома (центры) ремесел и иные учреждения культурно-досугового типа, а также отдельные специалисты (авторы, авторские коллективы) по представлению учреждения культуры или муниципального органа управления культурой.

II. Условия, сроки и порядок проведения.

2.1.  Областной смотр-конкурс информационной и методической деятельности в сфере традиционной народной культуры, народного творчества, культурного досуга проводится по следующим номинациям:

Номинация «Информационно-методическая деятельность»: сборники методических разработок; сборники по результатам исследовательской деятельности; репертуарные и нотные сборники; альбомы, каталоги по народному искусству, периодическая печать (журналы и газеты), альманахи, буклеты, брошюры по различным направлениям народного творчества, культурно-досуговой деятельности, культурного туризма.

Номинация «Современные информационные ресурсы»: базы данных по различным направлениям народного творчества, электронные ресурсы, издания на электронных носителях (CD, DVD); web-ресурсы, сайты и интернет-странички.

Номинация «Видеоматериалы»: лучшие режиссерские, операторские работы по народному творчеству и традиционной культуре (к рассмотрению принимаются только смонтированные видеофильмы и видеосюжеты методического, популяризаторского, рекламного характера).

Номинация «PR-деятельность»: периодическая печать (журналы и газеты), каталоги, буклеты, брошюры, иные издания рекламного характера, направленные на продвижение услуг в сфере организации культурного досуга и культурно-познавательного туризма, оказываемые населению учреждениями культуры области.

Для участия в Смотре-конкурсе направляются информационные и методические материалы за
2013-2014 гг.
согласно объявленным номинациям.

2.2. Все представленные на конкурс издания и электронные ресурсы должны сопровождаться заявкой на участие в конкурсе, где указывается перечень представленных работ, краткая аннотация каждого издания (электронного ресурса, видеофильма), авторство.
2.3. Печатные издания должны сопровождаться
электронным вариантом в формате PDF
, электронные издания предоставляются на локальных электронных носителях; web-ресурсы, сайты и интернет-странички предоставляются в виде ссылки в Интернете.
Образец оформления ссылки:
http://www.onmck.ru/resources/oblast/blog/verhovajskiy/74.php

2.4.    Прием заявок и материалов осуществляется с 12 января по 1 марта 2015 года.
    Количество представленных материалов не ограниченно. Для подведения итогов Смотра-конкурса информационной и методической деятельности формируется независимое жюри из числа специалистов по информационной, методической и издательской деятельности.
    Заявки (см.
приложение
) для участия в Смотре-конкурсе и материалы необходимо направлять по адресу: г. Вологда, ул. Герцена, д.37, БУК ВО ОНМЦК, с пометкой «для участия в смотре-конкурсе информационной и методической деятельности».

III. Награждение участников.

    Подведение итогов смотра-конкурса информационной и методической деятельности в сфере традиционной народной культуры, народного творчества и культурного досуга состоится в рамках празднования Дня работника культуры в марте 2015 г.
    Участники, представившие лучшие материалы, будут награждены дипломами I, II, III степени и памятными призами; по решению жюри специальными дипломами могут быть отмечены отдельные работы. Лучшие работы будут опубликованы на официальном сайте ОНМЦК.
    Материалы, представленные на Смотр-конкурс, возврату не подлежат.
    Контактная информация: 8-911-521-70-95 - Ярослава Борисовна Тимофеева,   e-mail: yaroslava-ybt@mail.ru, 8(8172)75-13-69 - Мария Александровна Шиловская.
Областной смотр-конкурс деятельности муниципальных учреждений культуры по патриотическому воспитанию детей и молодежи
 
С 1 ноября 2014 года по 9 мая 2015 года Областной научно-методический центр культуры проводит Областной смотр-конкурс деятельности муниципальных учреждений культуры по патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Смотр-конкурс проводится с целью активизации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи в муниципальных учреждениях Вологодской области, выявления инновационных форм и лучших методов работы учреждений.

Смотреть положение
V Областной фестиваль творчества самодеятельных композиторов «Перезвоны»
 
В 2014 году Областной научно-методический центр культуры проводит V Областной фестиваль творчества самодеятельных композиторов «Перезвоны».
Всего в адрес оргкомитета поступило 53 заявки от самодеятельных композиторов из Бабаевского, Белозерского, Вашкинского, Великоустюгского, Верховажского, Вологодского, Вожегодского, Вытегорского, Грязовецкого, Кадуйского, Кичменгско-Городецкого, Сокольского, Тарногского, Тотемского, Харовского, Чагодощенского, Череповецкого, Шекснинского районов Вологодской области, г. Вологды, Череповца, а также г. Костромы.

Участники V Областного фестиваля творчества самодеятельных композиторов «Перезвоны»:

Бабаевский район
  • Васильев Сергей Владимирович
  • Громова Евгения Максимовна
  • Данилова Лариса Аркадьевна
  • Грошников Николай Николаевич
  • Савина Светлана Сергеевна
  • Самсонова Татьяна Владимировна
  • Плешкова Татьяна Михайловна
  • Иванова Надежда Юрьевна
Вашкинский район
  • Мишанов Андрей Сергеевич
Великоустюгский район
  • Каныгин Дмитрий Михайлович
  • Чебыкин Владимир Иванович
Верховажский район
  • Свистунов Демьян Алексеевич
Вологодский район
  • Рыкина Антонина Васильевна
  • Белков Игорь Анатольевич
Вожегодский район
  • Сазонов Николай Иванович
  • Одинцов Анатолий Анатольевич
  • Люляков Александр Сергеевич
Вытегорский район
  • Ойнонин Надежда Рудольфовна
Грязовецкий район
  • Сонина Татьяна Михайловна
Кадуйский район
  • Лелюк Елена Владимировна
  • Лелюк Борис Петрович
Кичменгско-Городецкий район
  • Протасова Любовь Анатольевна
  • Жаравина Елена Николаевна
Сокольский район
  • Хазов Александр Александрович
  • Воронина Елена Анатольевна
  • Курочкин Александр Александрович
  • Шабанов Дмитрий Николаевич
  • Садовская Любовь Николаевна
  • Михайлов Виктор Евгеньевич
Тарногский район
  • Пешкова Любовь Васильевна
  • Труфанов Николай Николаевич
Тотемский район
  • Фадеева Ольга Николаевна
  • Романов Виктор Николаевич
  • Максимов Павел Викторович
Харовский район
  • Хребтов Николай Леонардович
  • Калина Ольга Владиславовна
Чагодощенский район
  • Оленичев Александр Анатольевич
Череповецкий район
  • Якшина Надежда Петровна
  • Телятникова Нэлли Николаевна
  • Дитина Ольга Сергеевна
Шекснинский район
  • Пацалюк Вера Николаевна
г. Вологда
  • Белков Иван Павлович
  • Ткач Владимир Анатольевич
  • Малышева Ольга Анатольевна
  • Берестова Надежда Михайловна
  • Беляков Вячеслав Сергеевич
  • Тераевич Татьяна Борисовна
  • Андреев Владимир Викторович
  • Ковалева Лариса Григорьевна
  • Смирнов Владимир Владимирович (1954-2013 гг.)
  • Кулакова Марина Борисовна
г. Кострома
  • Кадыкова Галина Константиновна.
Резолюция Этнокультурного форума «Вологодский собор – 2014»
 
21-24 мая 2014 года в г. Вологде и Вологодской области состоялся Этнокультурный форум «Вологодский собор».  
В мероприятиях Форума приняли участие более 900 человек: представители общественного фольклорного движения, государственных и муниципальных органов власти, ученые, деятели культуры и искусства, специалисты учреждений культуры и образования, мастера народных промыслов и ремесел, фольклорные коллективы и творческие студии Вологодской области и регионов России.
Культурная программа Форума включила в себя детский фольклорный праздник «Хохловские игрища», IХ Областной фестиваль детских фольклорных коллективов «Наследники традиций», православный народный праздник «Никола Вешний» в с. Сизьма Шекснинского района, Всероссийский фестиваль со смотром-конкурсом фольклорных коллективов «Древо жизни»,  I областной фестиваль текстильных ремесел «Живая нить», праздничное гуляние на территории Вологодского Кремля, творческие лаборатории по народной хореографии, народным музыкальным инструментам, мужским боевым искусствам, народным играм, народным ремеслам, по освоению локальных песенных традиций регионов России.
В рамках Форума состоялись Общественные слушания по теме «Восстановление этнокультурного пространства: опыт регионов», круглый стол «Традиционная народная культура как фактор модернизации социально-экономического развития территорий», стратегическая сессия «Определение стратегии и возможностей взаимодействия государства и общества в восстановлении этнокультурного пространства» с участием представителей Министерства культуры РФ, Общественной палаты Вологодской области, Законодательного собрания Вологодской области, департамента культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, муниципальных органов законодательной и исполнительной власти, органов управления культуры и образования, деятелей культуры и искусства.
Форум обозначил продуктивность традиций народной культуры в модернизации жизни государства и общества, в социальном и экономическом развитии территорий, наметил пути взаимодействия общества и органов государственной власти и управления в сохранении и актуализации культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации.

[B]Участники Форума считают, что:[/B]
- традиционная народная культура и фольклор как художественный способ ее выражения являются корневой основой и источником развития всего многообразия форм, видов, направлений национального искусства и культуры современного общества, источником национальной, гражданской и культурной идентичности, сохраняют свою жизнеспособность и актуальность до настоящего времени;
- многообразие культурных традиций народов и регионов РФ является конкурентным преимуществом России, основным элементом ее международного имиджа и имиджа ее территорий, способствует инвестиционной и туристической привлекательности  регионов, выработке ими уникальных путей социального и экономического развития;
- на основе преемственности культурного опыта традиционная культура укрепляет межпоколенные связи, обеспечивает удержание в общественном сознании системы традиционных ценностей, направленных на формирование патриотизма, воспитание всесторонне развитой, национально ориентированной личности, на стабильность в развитии государства и общества;
- неразрывное единство традиционных культур народов России с их вероисповеданиями позволяет сохранить духовную составляющую общества, присущие народам России нравственные нормы и требования, обеспечивающие их полноценную жизнь;
- традиционная народная культура располагает средствами сдерживания негативных тенденций общественного развития, является барьером на пути агрессивных информационно-психологических воздействий на общественное сознание, основой модернизации жизни государства и общества;
- традиционная культура обладает доступными для освоения и воспроизведения всеми гражданами России высокохудожественными формами культуры, которые обеспечивают прямое, не опосредованное техническими средствами, положительное воздействие на общественное сознание и сознание каждого человека;
- традиционная народная культура является одним из наиболее действенных средств преодоления межнациональных конфликтов, укрепления единого государственного и культурного пространства Российской Федерации.

[B]Вместе с тем, участники Форума выразили обеспокоенность: [/B]
- недостаточностью этнокультурной составляющей в социокультурном пространстве России, засорением социокультурного пространства продуктами внеэтнических культурных суррогатов, несбалансированностью в нем содержания национальных и иноэтнических культур, что ведет к снижению художественного уровня российской культуры, разрушениям и неоправданным трансформациям национальных языковых художественных систем и художественных традиций, утрате фундамента национального искусства, денационализации самодеятельного художественного творчества,;
- деятельностью учреждений культуры в рамках методологии иноэтнических и внеэтнических заимствований и шоу-бизнеса, что понижает общий культурный уровень населения России, разлагает систему традиционных ценностей, ведет к неустойчивости национально-государственной идентичности, определяет беспомощность государственной сферы культуры перед вызовами времени: ограниченностью бюджетного финансирования, «перетеканием» художественной культуры в медиа-пространство, снижением общественного статуса, роли и значения государственных и муниципальных учреждений культуры;
- недостаточными усилиями органов государственной власти и управления по возвращению в общественную жизнь культурных традиций народов России, по актуализации традиционной народной культуры в качестве ресурса социального и экономического развития территорий, ориентации общества на позитивные изменения;
- удержанием от распада аутентичных форм традиционных культур народов России в основном за счет общественной инициативы, недостаточностью профессиональных кадров для работы в этнокультурной сфере, слабым реагированием на общественные предложения и инициативы по восстановлению этнокультурного пространства органов государственной и муниципальной власти и управления, их невниманием к решению кадровых проблем в этнокультурной сфере;
- слабой ориентированностью на восстановительную деятельность в сфере национальных культурных традиций учреждений культуры, образования, организаций туризма, промышленности, социальных служб, их некорректными попытками «осовременивания» и подчинения культурных традиций народов России принципам культуры «общества потребления», неиспользованием имеющегося положительного социального, культурного и образовательного опыта, что приводит к редуцированию и угасанию национальных культур;
- критическим состоянием фольклорно-этнографических фондов, содержащих в себя документально зафиксированные традиции художественной культуры, историко-этнографические и краеведческие свидетельства, отсутствием правовых основ, материально-технического, организационного, кадрового, финансового обеспечения деятельности  фольклорно-этнографических фондов, как следствие, отсутствием государственной поддержки работы по сохранению уникальных материалов, отражающих культурные традиции народов и регионов РФ, необеспеченности к ним широкого доступа населения;
- отсутствием законодательных основ для сохранения, поддержки и включения в общественную и государственную жизнь корневых культурных традиций народов России;
- недостаточным освещением национальных культурных традиций народов России в медиа-пространстве;

[B]Участники Форума рекомендуют: [/B]
[I][B]Министерству культуры РФ:[/B][/I]
- предложить субъектам РФ проведение этнокультурных форумов как площадок для согласования позиций в сфере традиционной народной культуры и дальнейшего взаимодействия органов власти и управления, бизнеса, общественных организаций и движений, ориентированных на восстановление этнокультурного пространства;
- установить соответствие видов деятельности учреждений культуры клубного типа их основной цели «удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры», обозначенной в «Примерном положении о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа» (утверждено Коллегией Министерства культуры РФ 29.05.2002 №10), отразить в Положении уточненные виды деятельности, рекомендовать субъектам РФ внести соответствующие изменения в региональные документы.
- поручить подведомственным Министерству культуры организациям разработать модельный стандарт учреждений традиционной народной культуры;
- организовать работу по проведению паспортизации фольклорно-этнографических фондов и коллекций; поручить подведомственным организациям разработать правовую базу, обеспечивающую порядок, условия хранения, защиты от утраты и неправомерного использования фольклорно-этнографических материалов, правила доступа к ним.
[I][B]Государственным региональным и муниципальным органам управления культуры и образования:[/B][/I]
- использовать ресурсы традиционной народной культуры при разработке и осуществлении имиджевой политики регионов и муниципальных территорий;
- оказывать поддержку общественным инициативам, направленным на восстановление этнокультурного пространства с целью объединения и оптимального использования бюджетных и общественных финансовых, материально-технических, интеллектуально-творческих ресурсов;
- обратить внимание на необходимость опоры подведомственных учреждений на региональные и локальные традиции народной культуры, на включение традиционной народной культуры в содержание их деятельности;
- обратить внимание на проблему острой нехватки кадров в сфере традиционной народной культуры, организовать работу по привлечению выпускников школ и специалистов на обучение и переобучение в профильные учебные заведения, обеспечить условия для их работы; рассмотреть вопрос открытия фольклорно-этнографических отделений на базе ДМШ и ДШИ, музыкальных колледжей, техникумов  культуры;
- сформировать организационную, материально-техническую, научно-методическую, кадровую основу для хранения и использования фольклорно-этнографических материалов как фундамента практической деятельности в сфере традиционной народной культуры;
- обеспечить возможность освоения специалистами подведомственных учреждений содержания традиционной народной культуры (повышение квалификации, консультации, стажировки, обмен опытом, работа в фольклорно-этнографических фондах);
- использовать традиции народной культуры в учебных курсах, факультативах в соответствии с возрастными особенностями детей, создать в учреждениях образования кружки и студии по традиционной народной культуре;
- организовать обучение воспитателей, музыкальных работников детских садов, учителей школ основам традиционной народной культуры, фольклора, этнопедагогики;
- создать в регионах системы непрерывного этнокультурного образования: детский сад – школа – училище – ВУЗ.
[I][B]Средствам массовой информации:[/B][/I]
- создавать медиа-программы, разделы в печатных изданиях, посвященные культурным традициям народов Российской Федерации, для адекватного представления в масс-медиа культуры народов России консультироваться с учеными и специалистами, занимающимися разработкой проблем традиционной народной культуры.

[B]Участники Форума приняли решение:[/B]
- обнародовать текст резолюции в СМИ, довести текст документа до органов федеральной государственной власти и управления, органов власти и управления субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.


Председатель Общественной палаты
Вологодской области И.В. Степанов

Председатель Общероссийской
общественной организации
«Российский фольклорный союз»,
заслуженный деятель искусств Н.Н. Гилярова
Резолюция Этнокультурного форума «Вологодский собор - 2013»
 
16-19 мая 2013 года в г. Вологде и Вологодской области состоялся Этнокультурный форум «Вологодский собор». Форум объединил в себе мероприятия, проводимые в Вологодской области на протяжении многих лет: международную научную конференцию «Традиции народной культуры: проблемы изучения, сохранения, восстановления», международный фольклорный фестиваль «Древо жизни», областной фестиваль детских фольклорных коллективов «Наследники традиций», областной конкурс педагогического мастерства «Из уст в уста», открытый районный детский фольклорный праздник «Хохловские игрища».
В форуме приняло участие более 800 человек, разрабатывающих различные направления сохранения, освоения и восстановления культурных традиций народов России: специалисты в области фольклора и музееведения, музыканты, ученые, общественные деятели, педагоги, более 40 фольклорных коллективов, представители из г.Вологды и районов Вологодской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Петрозаводска, Омска, Подольска, Екатеринбурга, Архангельска, Великого Новгорода, Тихвина, Ярославля, Данилова, других городов России. Участие в мероприятиях форума пожилых носителей традиций, взрослых и молодежных фольклорных коллективов, около 400 детей, осваивающих народные традиции, позволило реализовать одну из базовых идей российского фольклорного движения – непосредственную передачу культурных традиций от старших поколений детям и молодежи, восстановление культурной преемственности.
Итоги форума «Вологодский собор» подвел круглый стол «Перспективы развития фольклорного движения в регионах», в котором приняли участие руководители учреждений культуры и образования, фольклорных коллективов и студий, ученые, педагоги, специалисты-практики в сфере традиционной народной культуры.
[B]Участники форума считают, что:[/B]
- традиционная народная культура актуальна для общества вне зависимости от исторической эпохи, социальных и экономических условий его жизнедеятельности;
- средствами традиционной народной культуры решается широкий круг современных социально-экономических, образовательно-воспитательных, культурно-экологических проблем, как в сельской местности, так и в городах;
- народные традиции являются одним из наиболее мощных и действенных средств предупреждения негативных тенденций в социальной жизни, разрешения межэтнических конфликтов, формирования чувства патриотизма у подрастающих поколений, формирования  национальной и государственной идентичности.
[B]Участники форума отметили, что: [/B]
- среди российских регионов Вологодская область является одним из признанных лидеров в осуществлении государственных комплексных программ сохранения традиций народной культуры, их актуализации в современном социо-культурном пространстве;
- в результате проводимой государственной культурной политики и системной государственной поддержки общественных инициатив, направленных на восстановление региональных культурных традиций, сегодня в Вологодской области сформированы устойчивые механизмы развития сферы традиционной народной культуры; регион получил положительные социальные и экономические результаты восстановления механизмов преемственности; на современную основу поставлена деятельность как в сфере сохранения нематериального культурного наследия, так и в сфере восстановления региональных культурных традиций;
- благодаря заинтересованной поддержке органов власти, оптимальному распределению научных, организационных, материально-технических, финансовых ресурсов, движение по восстановлению национальных культурных традиций на Вологодчине охватило все социальные слои и возрастные группы населения и стремительно расширяется;
- использование в практической деятельности по восстановлению традиций народной культуры архивных материалов по фольклору и этнографии, обращение к современным научным наработкам в области традиционной народной культуры обеспечили качественный рост художественного уровня вологодских фольклорных коллективов и мастеров народных ремесел, деятельность которых нацелена на достоверное воссоздание самобытных культурных традиций;
- государственная поддержка традиционной народной культуры способствует последовательному и системному раскрытию культурного потенциала региона.
[B]Участники форума подчеркнули, что:[/B]
- применяемый в исследованиях и реализуемый на практике комплексный подход к изучению и освоению традиционной народной культуры, консолидация ученых со специалистами-практиками, взаимодействие представителей учреждений различной ведомственной подчиненности через общероссийскую общественную организацию «Российский фольклорный союз», поддержка фольклорного движения органами законодательной и исполнительной власти обеспечили полноценное и адекватное представление самобытной народной культуры Вологодской области широко за ее пределами;
- ускоренное развитие сферы традиционной народной культуры в Вологодской области обеспечили партнерские отношения государственных и муниципальных органов управления с общественными инициативами членов «Российского фольклорного союза».
[B]Вместе с тем, участники форума выразили обеспокоенность следующими проблемами в сфере традиционной народной культуры: [/B]
- слабой востребованностью органами власти национальных культурных традиций в качестве стратегического ресурса социально-экономического развития региона;
- критическим состоянием в ряде учреждений культуры и образования области фольклорно-этнографических фондов, архивов, коллекций, относящихся к категории «нематериальное культурное наследие», что может привести к их расформированию и утрате; отсутствием условий (специального оборудования, квалифицированных специалистов) для хранения и разработки фольклорно-этнографических материалов, отсутствием нормативно-правовой защиты, обеспечивающей гарантированную сохранность и обеспечение доступа к материалам населения и специалистов;
- слабым межведомственным взаимодействием органов управления социальной сферой в деятельности по сохранению и восстановлению традиционной народной культуры;
- недостаточным пониманием и реагированием муниципальных органов власти и управления на общественные этнокультурные инициативы, отсутствием должной поддержки коллективам и учреждениям этнокультурной направленности;
- недостаточным представлением регионального этнокультурного компонента в образовательных программах дошкольного, начального, среднего, среднего профессионального и высшего образования, реализацией его в подавляющем большинстве случаев за счет личных  инициатив специалистов;
- дефицитом или полным отсутствием в учреждениях культуры и образования Вологодской области квалифицированных кадров в сфере традиционной народной культуры с одновременным упразднением в Вологодском государственном педагогическом университете кафедры этномузыкологии, специальности «этномузыкология»,
- необеспеченностью кадровыми, финансовыми и материально-техническими ресурсами деятельности одного из крупнейших Собраний фольклорно-этнографических материалов, отражающих народные традиции Вологодской области, которое находится в Вологодском государственном педагогическом университете;
- недостаточностью финансирования профильных учреждений традиционной народной культуры области, занимающихся развитием этого направления;
- слабым вовлечением учреждениями культуры и образования в сферу освоения региональных культурных традиций детей и молодежи; недостаточным обращением к формам организации детского и молодежного досуга на основе народных традиций, выработанным российским фольклорным движением;
- неинформированностью населения об успешно реализованных в Вологодской области и регионах России этнокультурных проектах, почти полным отсутствием компетентной информации о содержании региональных традиций народной культуры в СМИ, малыми тиражами изданий по традиционной народной культуре;
- перекосами в духовной жизни общества, вызванными заполнением этнокультурного пространства иноэтническим содержанием, сектантством, неоязыческими течениями, которые через активную трансляцию националистических идей и искаженных, не соответствующих духу Русской православной церкви христианских воззрений вносят раскол в российское патриотическое движение.
Для наиболее эффективного включения традиций народной культуры в современное социокультурное пространство, для развития культуры Вологодской области [B]участники форума рекомендуют:[/B]
[B][I]Департаменту культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области:[/I][/B]
- разработать и сформировать региональную нормативно-правовую базу, обеспечивающую порядок, правила, условия хранения, защиты от утраты и неправомерного использования и доступа к архивным фольклорно-этнографическим материалам вне зависимости от ведомственной принадлежности, административного размещения, объема, статуса коллекций;
- обеспечить возможности для обучения и переподготовки кадров, работающих в сфере традиционной народной культуры;
- провести научно-исследовательские работы с привлечением широкого круга специалистов по выявлению границ распространения этнокультурных комплексов на территории Вологодской области, созданию фольклорно-этнографического Атласа Вологодской области (в виде серии научных разработок, осуществления многотомного издания материалов «Народная традиционная культура Вологодской области»), создать Интернет-портал, адекватно представляющий в мире культурные традиции региона;
- провести экспертизу состояния и поставить на государственный учет через создание регионального Реестра культурного наследия имеющиеся фольклорно-этнографические архивы, коллекции предметов народного быта и искусства, творческие коллективы, учреждения и т.п. с дальнейшим оказанием им научно-консультационной, организационной, материально-технической и финансовой помощи;
- обратить особое внимание на поддержку научно-издательских, концертно-просветительских мероприятий, направленных на обнародование фольклорно-этнографических материалов архивных коллекций, на обеспечение вывода их в научный и культурный оборот, на заполнение культурного пространства региона этническим содержанием;
- инициировать сохранение и поддержку национальных культур народов, проживающих на территории Вологодской области через создание и поддержку проектов этнокультурной направленности (поддержка национальных языков, традиционной национальной одежды, фольклора, видов национальных боевых искусств и пр.)
[B][I]Департаменту образования Вологодской области:[/I][/B]
- через Вологодский институт развития образования ввести в курсы повышения квалификации педагогов гуманитарных направлений специальный обязательный курс по основам традиционной культуры и этнопедагогики;
- изыскать финансовые возможности для комплексного исполнения ведущим профильным учреждением традиционной народной культуры в системе образования Вологодской области ДЮЦ «Школа традиционной народной культуры» методических и научных функций, обеспечения деятельности имеющегося в учреждении архива фольклорно-этнографических материалов;
- уделить особое внимание раскрытию воспитательного и образовательного потенциала традиционной народной культуры как одного из стратегических направлений развития региона, имеющего отложенную социальную и экономическую эффективность;
[B][I]Департаменту культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области и Департаменту образования Вологодской области:[/I][/B]
- усилить работу по повышению квалификации специалистов, занимающихся сбором, обработкой, хранением и использованием экспедиционных материалов;  
- ходатайствовать о продолжении ежегодного набора  на специальность «этномузыкология» в Вологодском государственном педагогическом университете, развернуть в муниципальных районах систему привлечения абитуриентов на данную специальность;
- ввести в учебный план средних специальных учебных заведений фольклорно-этнографическую практику;
- провести краткосрочные курсы обучения специалистов, занимающихся популяризацией региональных традиций народной культуры, социо-культурному проектированию и менеджменту.
[B][I]Вологодскому государственному педагогическому университету:[/I][/B]
- восстановить кафедру этномузыкологии и специализацию «Этномузыкология»;
- обеспечить деятельность Собрания фольклорно-этнографических материалов ВГПУ квалифицированными кадрами, материально-техническими ресурсами.
[B][I]Органам управления муниципальных образований:[/I][/B]
- следовать государственной культурной политике, отраженной в Законе Вологодской области от 26.02.2004 N 1000-ОЗ «О государственной политике области в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры Вологодской области»;
- разработать и обеспечить исполнение районных целевых программ, способствующих реализации государственной культурной политики в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры;
- учитывать традиционную народную культуру в качестве стратегического ресурса социально-экономического развития территорий;
- выстраивать партнерские отношения с территориальными представительствами общероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз»;
- обеспечить всестороннюю поддержку коллективов, учреждений, частных и общественных инициатив, направленных на сохранение культурного наследия территорий; способствовать созданию территориальных «точек роста» сферы традиционной народной культуры;
- обеспечить условия для взаимодействия и межведомственной координации учреждениям, ведущим деятельность в сфере традиционной народной культуры;
- выявить и активизировать имеющиеся на муниципальном уровне ресурсы для развития сферы традиционной народной культуры; рекомендовать включение направления по традиционной народной культуре в деятельность учреждений культуры (музеев, библиотек, домов культуры, клубов) и образования (детские сады, школы, колледжи, профессиональные училища, учреждения дополнительного образования), частное предпринимательство, связанное со сферой туризма;
[B][I]Средствам массовой информации:[/I][/B]
- создавать специальные медиа-программы, разделы в печатных изданиях, посвященные национальным культурным традициям народов России.
Участники форума приняли решение:
- обнародовать текст резолюции в региональных и федеральных СМИ, довести документ до органов исполнительной власти субъекта РФ, муниципальных образований Вологодской области; выразили надежду на ответные шаги государственной власти в сторону общественных культурно-патриотических инициатив, на понимание значения традиционной народной культуры в развитии государства и общества.


Председатель Правления
Общероссийской общественной организации
«Российский фольклорный союз,
Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Н.Н. Гилярова

Председатель Правления
Вологодского регионального отделения
Общероссийской общественной организации
«Российский фольклорный союз» А.В. Кулев

Заведующая кафедрой этномузыкологии
Санкт-Петербургской государственной консерватории,
канд.иск., доцент Г.В. Лобкова

Профессор кафедры пения и музыкального
образования Вологодского государственного
педагогического университета, канд. иск.,
Заслуженный работник культуры Г.П. Парадовская

Зававедующая отделом традиционной народной культуры
Областного научно-методического центра культуры
и повышения квалификации, канд.иск. С.Р. Кулева
II областной смотр-конкурс информационной и методической деятельности в сфере традиционной народной культуры, народного творчества, культурного досуга, культурного туризма, Подведены итоги конкурса
 
В конкурсе приняли участие 18 учреждений культуры из 12 районов Вологодской области: Бабушкинского, Белозерского, Верховажского, Кадуйского, Кичменгско-Городецкого, Междуреченского, Никольского, Нюксенского, Сокольского, Тотемского, Харовского, Шекснинского.
На конкурс было прислано 76 информационных и методических материалов, из них 22 по номинации «Информационно-методическая деятельность», 12 – «Видеоматериалы», 38 – «PR-деятельность», 4 – «Современные информационные ресурсы».

Номинация «Информационно-методическая деятельность»

- Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр традиционной народной культуры  Бабушкинского муниципального района»
- МУК «Бабушкинская межпоселенческая централизованная библиотечная система»
-  МБУК «Междуреченский районный художественно-краеведческий музей»
- БУК «Кичменгско-городецкий краеведческий музей»
  • Кичменгский край: материалы Глубоковских чтений. Выпуск 1
  • Кичменгский край: материалы Глубоковских чтений. Выпуск 2
- МБУК «Информационно-методический центр культуры и туризма Никольского муниципального района Вологодской области»
- МБУК «Нюксенский районный Центр традиционной народной культуры»
- МБУК «Организационно-методический центр» Тотемского муниципального района
Номинация «Видеоматериалы»

- МБУК «Верховажский районный центр традиционной народной культуры»
- Комитет по делам культуры и искусства Кадуйского муниципального района
- МБУК «Кадуйский районный центр народной традиционной культуры и ремесел»
- МБУК «Информационно-методический центр культуры и туризма Никольского муниципального района Вологодской области»
- Бюджетное учреждение культуры Сокольского муниципального района «Центр народной культуры и художественных ремесел «Сокольский»
- МБУК «Тотемское музейное объединение»
Номинация «PR-деятельность»

- Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр традиционной народной культуры  Бабушкинского муниципального района»
- БУК ВО «Белозерский областной краеведческий музей»
- Отдел культуры и туризма Верховажского муниципального района
- Комитет по делам культуры и искусства Кадуйского муниципального района
- МБУ «Информационный расчетно-методический центр культуры» Междуреченского муниципального района
  • Буклет «Межрайонный фестиваль народного творчества «Песни над Сухоной»
  • Буклет  «Туристский маршрут «В гостях у Клюквы»
  • Буклет  «Приезжайте в Междуречье».
- МБУК «Информационно-методический центр культуры и туризма Никольского муниципального района Вологодской области»
- МБУК «Центр традиционной народной культуры города Никольска»
  • Перекидной календарь «2013 – год охраны окружающей среды в России».
- МБУК «Организационно-методический центр» Тотемского муниципального района
- МБУК «Информационно-ресурсный центр культуры» Харовского муниципального района
  • Каталог «Путешествие по Российской глубинке»
  • Буклет «Путешествие по Российской глубинке»
  • Флаер «Зимние  программы»
  • Флаер «Свадебное путешествие в поисках клада в центре земли Вологодской»
  • Флаер праздника «Банная ассамблея»
  • Флаер «Выбирай отдых в Харовске»
  • Флаер «Событийный  туризм».
- Управление культуры, молодежи, спорта и туризма администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области
Номинация «Современные информационные ресурсы»

- БУК ВО «Белозерский областной краеведческий музей»
- МБУК «Кадуйский районный центр народной традиционной культуры и ремесел»
- МБУК «Организационно-методический центр» Тотемского муниципального района
  • База данных творческих направлений Тотемского муниципального района Вологодской области (2012 г.)
  • База данных туристических маршрутов Тотемского муниципального района Вологодской области (2012 г.).
Скачать перечень материалов, присланных на смотр-конкурс.
Резолюция областной информационно-практической конференции «Деятельность по сохранению и восстановлению традиций народной культуры: результаты, проблемы, перспективы»
 
28-29 февраля 2012 года в Вологде состоялась областная информационно-практическая конференция «Деятельность по сохранению и восстановлению традиций народной культуры: результаты, проблемы, перспективы» (см. [url=/news/newsonmc/1657/]Программу конференции[/url]).
В работе конференции приняли участие начальник Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области В. В. Чубенко, заместитель начальника Департамента В. Д. Ильяшенко, начальник Управления  культурной политики Департамента И. В. Султаншина, главный специалист Управления культурной политики Департамента Л. В. Мартьянова, и. о. директора Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации Л. Г. Упадышева, научный сотрудник ОНМЦК С. Р. Кулева, зав. Централизованным фондом фольклорно-этнографических материалов ОНЦМК А. В. Кулев, зав. художественным отделом Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника А. А. Глебова, доцент Вологодского государственного педагогического университета Г. П. Парадовская, а также заведующие отделами культуры муниципальных районов Вологодской области, директора и сотрудники центров традиционной народной культуры, домов ремесел, районных и сельских домов культуры, музеев, информационно-аналитических центров, преподаватели, руководители фольклорных коллективов.
В ходе работы конференции заслушаны доклады специалистов областных учреждений культуры, образования, представивших имеющиеся информационно-методические ресурсы по традиционной народной культуре, и выступления директоров, сотрудников районных учреждений культуры и образования Вологодской области, имеющих многолетний продуктивный опыт работы по сохранению и восстановлению традиций народной культуры.
В рамках конференции состоялся круглый стол «Консолидация усилий учреждений культуры по решению проблем в сфере сохранения и восстановления традиций народной культуры Вологодской области». На круглом столе к обсуждению были предложены вопросы, затрагивающие перспективы развития сферы традиционной народной культуры в регионе. В связи с этим было подтверждено, что традиционная народная культура является приоритетным направлением в культурной политике области. Была обозначена актуальность создания [I]Концепции по сохранению и развитию традиционной народной культуры в Вологодской области[/I], которая должна дополнить пакет документов в сфере традиционной культуры – долгосрочную целевую программу «Традиционная народная культура как основа сохранения культурной самобытности Вологодской области», закон Вологодской области «О государственной политике области в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры Вологодской области». Концепция будет призвана обозначить перспективы развития этого направления, объединить усилия учреждений, специалистов, заинтересованных лиц в решении задач сохранения и восстановления народных традиций. По предложению участников конференции, в концепцию должен войти раздел (подпрограмма) по формированию кадровой политики в сфере традиционной народной культуры. Было подчеркнуто, что необходима реализация трехступенчатой модели образования в сфере традиционной народной культуры, открытие фольклорных отделений в детских музыкальных школах и школах искусств, средних, высших образовательных учреждениях области. Кроме того, было высказано мнение о том, что Программа – областная целевая или районная – это не план мероприятий и сметы на их реализацию, а, в первую очередь, концептуально-стратегический документ, позволяющий определить содержательные приоритеты планируемой в рамках программы деятельности, организационно обеспечить решение поставленных целей и задач и выстроить систему взаимоотношений между исполнителями проектов программы. Участники конференции отметили, что деятельность по сохранению и восстановлению народных традиций может развиваться и без специальных финансовых вложений, как это было в начале 90-х годов, в период создания первых в Вологодской области и России центров традиционной народной культуры. При этом более целесообразной будет финансовая поддержка, организованная через систему грантов.
Участники конференции подчеркнули, что традиции народной культуры отличаются локальным своеобразием на территории всей Вологодской области. Народные песни, пляски, костюм, народные ремёсла, бытовавшие в конкретном селе, округе деревень самобытны, и интересны современному человеку именно благодаря своим местным этнокультурным  особенностям. Поэтому руководителям органов управления культурой и руководителям учреждений культуры в целях сохранения самобытного этнокультурного  облика своей территории необходим переход на качественно новый этап деятельности – выстраивание практической работы на основе системных знаний о местных особенностях традиций народной культуры и понимания их содержательно-смыслового наполнения.
В связи с этим, специалисты проявили озабоченность зачастую низким качеством изделий народных ремесел, изготавливаемых некоторыми центрами традиционной народной культуры, частными мастерами. Было подчеркнуто, что специалисты учреждений культуры отвечают за сохранение и возрождение национальной культуры, поэтому они должны профессионально совершенствоваться в направлении восстановления народных ремесел. На районных, областных, межрегиональных ярмарках выставляется много некачественной продукции, несоответствующей местным народным традициям. В связи с этим сотрудникам ЦНТК, мастерам рекомендовано учиться, в первую очередь, на подлинниках, хранящихся в районных и областных музеях, ориентироваться на локальную самобытную традицию.
В то же время на обсуждение был предложен не менее актуальный вопрос о необходимости нахождения и установления взаимосвязей между аутентичными формами народных традиций и современной культурой, перед руководителями творческих коллективов была поставлена задача обеспечить условия для восприятия и понимания современными людьми содержания народных песен, обрядов.
Во исполнение поручения первого заместителя Губернатора Вологодской области И. А. Позднякова обсуждался вопрос о целесообразности открытия новых центров традиционной народной культуры в районах области и о необходимых  для этого ресурсах. В ряде районов – Грязовецком, Междуреченском, Устюженском, Вытегорском – ведется деятельность по сохранению и восстановлению традиций народной культуры, однако она носит, как правило, однонаправленный характер, не имеет системного подхода. В настоящее время ни один из десяти районов, где отсутствуют ЦНТК,  не готов создать новое учреждение, так как это требует решения дополнительных материально-технических, организационных, кадровых задач. Создание ЦНТК возможно в перспективе на базе ряда учреждений культуры, при условии развития и поддержки руководителями органов управления культурой той деятельности, которая ведется на базе учреждений культуры – музеев, информационно-методических центров, школ искусств, Домов культуры.
Вместе с тем, сообщество специалистов в сфере традиционной культуры волнует сложный характер взаимоотношений, сложившихся в ряде муниципальных районов между учреждениями культуры и руководителями органов управления культурой.
В ходе работы заседаний конференции, круглого стола был выработан ряд рекомендаций, реализация которых позволит решить конкретные задачи по совершенствованию деятельности в сфере традиционной народной культуры.
1.     Предложения и рекомендации в адрес руководителей органов управления муниципальных районов:
[LIST]
[*]обеспечить условия для взаимодействия учреждений, лиц, ведущих деятельность в сфере традиционной народной культуры, на межведомственном, межмуниципальном (поселение – район, район – район) уровнях;
[*]разработать районные целевые программы по поддержке традиционной народной культуры;
[*]выявить в сельских поселениях (клубы, музеи, школы и др.) людей, заинтересованных в ведении деятельности в сфере традиционной народной культуры;
[*]рекомендовать включение направления по традиционной народной культуре в работу всех учреждений культуры;
[*]рекомендовать руководителям районных, межпоселенческих музеев создание на базе учреждений фольклорно-этнографических студий, студий народных ремесел;
[*]поддержать направление по организации массового пошива народного традиционного костюма в его локальных вариантах по предложенным специалистами методическим разработкам.
[/LIST]
2.     Рекомендации в адрес областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации:
[LIST]
[*]обеспечить условия для ведения в ОНМЦК системной научной, методической и организационной деятельности в сфере традиционной народной культуры;
[*]собрать и систематизировать информацию об учреждениях, специалистах и частных лицах, ведущих деятельность в сфере традиционной народной культуры в районах области;
[*]изучить потребности учреждений культуры районов области в научно-методической и организационной помощи;
[*]организовать на основании запросов оказание адресной помощи учреждениям культуры;
[*]с оздать областной Совет руководителей учреждений культуры, ведущих деятельность в сфере традиционной народной культуры;
[*]разработать критерии деятельности центров традиционной народной культуры, центров и домов ремесел; содействовать установлению соответствия наименования учреждений и содержания их деятельности, таких как ЦНТК и Дома ремесел; решить задачу разделения ЦНТК как научно-методических координационных центров и учреждений культурно-досугового типа;
[*]организовать работу редакционно-издательского совета ОНМЦК, оказывать содействие учреждениям культуры в подготовке и издании публикаций, отражающих содержание народных традиций Вологодской области;
[*]включить в ежегодные научно-исследовательский и издательский планы ОНМЦК подготовку и издание репертуарных пособий по локальным народно-песенным традициям Вологодской области;
[*]в целях обеспечения доступа специалистов к научно-методическим материалам по теме «Традиционные народные праздники Вологодской области» опубликовать основные положения Программы восстановления цикла русских национальных праздников «Солнцеворот», подготовленной по заказу ОНМЦК и ПК коллективом Фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской государственной консерватории (2003);
[*]в целях обеспечения взаимодействия и координации органов управления культурой муниципальных районов области, учреждений культуры сделать ежегодной областную информационно-практическую конференцию по проблемам деятельности в сфере традиционной народной культуры;
[*]провести (апрель-май 2012 г.) и сделать ежегодным семинар по традиционной народной культуре для глав, заместителей глав муниципальных районов области, заведующих отделами культуры, директоров учреждений культуры;
[*]включить в план учебной деятельности ОНМЦК цикл семинаров по традиционной народной культуре, дающих системные теоретические знания по предмету и практические навыки работы с фольклорно-этнографическими материалами;
[*]провести круглый стол по вопросам взаимодействия русской православной церкви и движения по сохранению традиционной народной культуры;
[*]создать региональный реестр фольклорно-этнографических архивов и коллекций предметов народного быта и искусства, содержащих нематериальные и материальные памятники этнокультурного наследия; разработать информационный Свод экспедиционных исследований, проводимых на территории Вологодской области; сформировать единый план научно-исследовательской деятельности по изучению традиций народной культуры, ведущейся учреждениями культуры Вологодской области;
[*]составить и заключить соглашение о совместной деятельности ОНМЦК и Вологодского регионального отделения общероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз»;
[*]организовать и провести конкурс научно-исследовательских работ по традиционной народной культуре; организовать и сделать ежегодной межрегиональную Летнюю школу этнокультурного мастерства;
[*]составить реестр наиболее успешных научно-исследовательских и социокультурных проектов, реализованных учреждениями культуры Вологодской области, которые обеспечили качественный подъем деятельности в сфере традиционной народной культуры; организовать реализацию данных проектов на базе других учреждений культуры области;
[*]организовать информационную поддержку деятельности по традиционной народной культуре (в т. ч. публикация цикла статей по традиционной народной культуре в областных, районных газетах);
[*]организовать в г. Вологде ежегодный межрегиональный фестиваль традиционной народной культуры, который бы привлек внимание широкой общественности и населения города и области.
[/LIST]
Предложения в адрес Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия и областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации:
[LIST]
[*]содействовать созданию Областного межведомственного координационного совета по традиционной народной культуре;
[*]рассмотреть возможности финансовой поддержки районов области, где отсутствуют ЦНТК, но ведется работа по сохранению традиционной культуры на базе других учреждений, за счет средств долгосрочной целевой программы;
[*]с целью удовлетворения потребности населения Вологодской области в получении информации о традициях народной культуры содействовать расширению информационного поля (в том числе через областное телевидение и радио).
[/LIST]
Резолюция межрегиональной научно-практической конференции «Современные экспедиционные исследования народных традиций Вологодской области»
 
27-28 октября 2011 года в г. Вологде состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Современные экспедиционные исследования народных традиций Вологодской области». Конференция собрала специалистов в области фольклора, этномузыкологии, этнохореографии, этнографии, археологии, архитектуры из крупнейших научных центров России, а также учреждений культуры и образования Вологодской области.
На конференции было отмечено, что:
[LIST]
[*]среди российских регионов Вологодская область является одним из признанных лидеров в осуществлении комплексных программ сохранения традиций народной культуры и их актуализации в современном социокультурном процессе;
[*]благодаря заинтересованной поддержке органов власти, оптимальному распределению научных, организационных, материально-технических, финансовых ресурсов движение по восстановлению национальных культурных традиций на Вологодчине охватило многие социальные слои и возрастные группы населения и стремительно расширяется;
[*]использование в практической деятельности по восстановлению традиций народной культуры архивных материалов по фольклору и этнографии, обращение к современным научным наработкам в области фольклора и этнографии обеспечили возрастание художественного уровня вологодских фольклорных коллективов и мастеров в области народного прикладного искусства, деятельность которых нацелена на достоверное воссоздание самобытных и уникальных локальных культурных традиций, что способствует последовательному и системному раскрытию культурного потенциала региона.
[/LIST]Участники конференции подчеркнули, что:
[LIST]
[*]применяемый в исследованиях и реализуемый на практике комплексный подход к изучению и освоению традиционной народной культуры, консолидация представителей разных научных направлений со специалистами-практиками и образовательными учреждениями различного уровня обеспечили полноценное и адекватное представление самобытной народной культуры Вологодской области широко за ее пределами;
[*]состоявшийся в рамках конференции концерт народной музыки (27 октября 2011 г., Юго-западная башня Вологодского кремля) продемонстрировал преемственные межпоколенные связи, реализуемые в настоящее время фольклорными коллективами Вологодской области; программа концерта, построенная на представлении образцов звучания архивных экспедиционных записей народных исполнителей и соотнесении с ними современного исполнения заслуживает особого внимания и может быть образцом для проведения фольклорно-этнографических концертов.
[/LIST]Участники конференции констатировали, что:
[LIST]
[*]угасание народных традиций в их естественном бытовании является объективной исторической данностью; не только из актива культуры, но и из коллективной этнической памяти в последние десятилетия ушли формы и явления, выполняющие презентационную функцию региональной культуры: лирические песни раннего историко-стилевого пласта, свадебные песни и причитания, песенно-хореографические формы, обрядово-праздничные комплексы и их компоненты, целый ряд художественных ремесленных традиций и промысловых технологий;
[*]тем не менее, народные традиции сегодня актуальны и жизненно необходимы обществу вне зависимости от естественных (сельских) условий их бытования; опыт Вологодской области показал, что средствами традиционной народной культуры решается широкий круг современных социально-экономических, образовательно-воспитательных, культурно-экологических проблем, как в сельской местности, так и в городах.
[/LIST]Вместе с тем, участники конференции выразили озабоченность:
[LIST]
[*]тенденцией современной государственной политики в сфере культуры, связанной с установкой на развитие лишь тех культурных форм и явлений, которые понятны современному потребителю, что понижает культурный уровень общества, ведет к некорректным и неоправданным трансформациям этнокультурного пространства, угрожает разрушением историко-культурного наследия и, как следствие, изменением этнического самосознания и поведения, падением общественной морали и нравственности;
[*]критическим состоянием фондов, архивов, коллекций, содержащих фольклорные и этнографические материалы, отсутствием условий для их хранения и разработки, отсутствием специального оборудования, специалистов, систем гарантированного резервного хранения материалов и обеспечения доступа к ним, их нормативно-правовой незащищенностью, что может привести к расформированию и утрате уникальных коллекций, относящихся к категориям историко-культурного и нематериального культурного наследия;
[*]недостаточностью или полным отсутствием квалифицированных специалистов в сфере традиционной народной культуры, закрытием набора на специальность «этномузыкология» в Вологодском государственном педагогическом университете.
[/LIST]Участники конференции считают, что:
[LIST]
[*]потребительский подход не должен определять стратегию развития культуры; следует избегать вульгарного понимания культуры как сферы услуг населению;
[*]национальную культуру необходимо рассматривать в качестве средства воспитания гражданина, патриота своей Родины, члена исторически сложившегося этнического сообщества;
[*]исчезновение глубинных пластов национальной культуры, сохранившихся в традиционной народной культуре, ведёт к утрате национальной самоидентификации, разрушению выработанной за долгий исторический период формирования этноса системы этнических ценностей, морали и нравственности, этики и эстетики.
[/LIST]Для оптимального и наиболее эффективного включения традиций народной культуры в современное социокультурное пространство, для развития культуры Вологодской области конференция выработала ряд следующих рекомендаций:
[LIST]
[*]начать научно-исследовательские работы с привлечением широкого круга специалистов по выявлению границ распространения этнокультурных комплексов на территории Вологодской области, созданию фольклорно-этнографического Атласа Вологодской области (в виде серии научных разработок, проектирования и осуществления многотомного издания материалов «Народная традиционная культура Вологодской области», общедоступного интернет-ресурса);
[*]разработать и сформировать нормативно-правовую базу, обеспечивающую порядок, правила, условия доступа к архивным фольклорно-этнографическим материалам, их корректного использования и сохранности вне зависимости от ведомственной принадлежности, административного размещения, объема, статуса коллекций;
[*]провести экспертизу состояния и поставить на государственный учет имеющиеся в регионе фольклорно-этнографические архивы и коллекции предметов народного быта и искусства, с дальнейшим оказанием им научно-консультационной, организационной, финансовой помощи; создать региональный Реестр фольклорно-этнографических архивов и коллекций предметов народного быта и искусства, содержащих в себе нематериальные и материальные памятники этнокультурного наследия, а так же разработать информационный Свод экспедиционных исследований, проводимых на территории Вологодской области;
[*]продолжить и усилить работу по повышению квалификации специалистов, занимающихся сбором, обработкой, хранением и использованием экспедиционных материалов; ходатайствовать о продолжении ежегодного набора на специальность «этномузыкология» в Вологодском государственном педагогическом университете, развернуть в муниципальных районах систему привлечения абитуриентов на данную специальность; ввести в учебный план средних специальных учебных заведений фольклорно-этнографическую практику;
[*]организовать комплекс научно-издательских, концертно-просветительских мероприятий, направленных на обнародование фольклорно-этнографических материалов архивных коллекций, на обеспечение вывода их в научное и культурное пространство, обеспечить бюджетную, грантовую и иную, не противоречащую действующему законодательству, поддержку этих мероприятий;
[*]уделить особое внимание раскрытию воспитательного и образовательного потенциала традиционной народной культуры как наиболее перспективным направлениям ее развития с точки зрения социальной и отложенной экономической эффективности;
[*]создать при Департаменте культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области межведомственный научный совет по традиционной народной культуре, наделенный полномочиями по контролю за исполнением нормативных документов и рекомендаций, разработке мер по включению народных традиций в социокультурный контекст, экспертизе проектов, анализу проводимых мероприятий, координации действий и усилий организаций и частных лиц;
[*]проводить ежегодно научно-практическую конференцию по проблемам сохранения и восстановления традиционной культуры с подведением итогов и определением перспектив развития данного направления на региональном, межрегиональном и российском уровнях;
[*] привлекать к конференции возможно более широкий круг специалистов различных научных направлений;
[*]обнародовать текст резолюции в СМИ, довести текст документа до органов исполнительной власти субъекта РФ.
[/LIST][url=http://www.folklore.ru/newssall/regnews/270-2011-11-16-11-57-48.html]Смотреть[/url]
Методические рекомендации для написания заявки на получение гранта
 
В последнее время все больше организаций и частных лиц сталкиваются с необходимостью написания заявки на гранты. Новые проекты, направленные на решение конкретных проблем, не несущие коммерческой направленности и получение прибыли, требуют средств и вложений. Слово «грант» появилось у нас в стране в начале 1990-х годов. До этого о грантовой системе финансирования было известно лишь понаслышке – от ученых, живших и работавших на Западе. Там система грантов – один из основных механизмов финансирования культурно-образовательных, общественно-значимых проектов и научных исследований.
Что же такое грант? Это форма спонсорской поддержки проекта, идеи которого предлагает, разрабатывает и воплощает в жизнь автор проекта или группа специалистов. Сумма гранта, как правило, не предусматривает покрытия всех расходов, связанных с реализацией проекта, но помогает осуществить проект, на который у организации не хватает средств. Обычно грантодателями выступают государственные учреждения разных стран, международные организации, частные благотворительные фонды, коммерческие структуры, религиозные, научные и другие общественные некоммерческие организации, а также частные лица.
Анализ положений о выделении грантов позволяет сделать вывод о наличии общепринятых требований к структуре и содержанию заявки на финансирование проекта.
Как правило, заявка состоит из следующих разделов:
[B]1. Титульный лист [/B](одна страница текста), включающий:
- название проекта, которое должно быть кратким, образным, привлекать внимание и отражать суть предполагаемой деятельности
(например, «Поможем детям вместе», «В здоровом теле – здоровый дух», «Творческой молодёжи – дорогу в будущее» и т.д.);
- название организации-заявителя с указанием юридического статуса;
- контактная информация, включающая: почтовый (с индексом) адрес организации, номера телефона, факса (с кодом населённого пункта), адрес электронной почты;
- данные о руководителе проекта (иногда данные о бухгалтере проекта): Ф.И.О, звания и ученая степень, если имеются, должность, основное место работы, телефон/факс, электронная почта;
- география проекта (перечислить все субъекты Российской Федерации, на которые распространяется проект);
- срок выполнения проекта (продолжительность, начало и окончание);
- стоимость проекта: полная стоимость проекта, запрашиваемая сумма, имеющаяся сумма (собственный вклад организации или средства, привлечённые из других источников);
- дата заполнения заявки.
[B]2. Аннотация заявки[/B] (краткое содержание заявки) - изложение проекта не более чем на одной странице, кратко повторяющее все части полной заявки. Это одна из важнейших частей заявки. Большинство экспертов вначале читают лишь аннотацию, и, если она нравится, переходят к чтению полной заявки. Поэтому аннотация должна быть предельно ясной, сжатой, корректной и выразительной. Аннотация включает по одному-два предложения, отвечающих на вопросы:
- кто будет выполнять проект?
- почему и кому нужен этот проект?
- что получится в результате?
- как проект будет выполняться?
- сколько потребуется денег?
Аннотация пишется в последнюю очередь, когда все предыдущие разделы уже написаны. Это позволяет охарактеризовать в аннотации проект с максимальной четкостью.
[B]3. Постановка проблем, описание социальной значимости проекта[/B] – почему возникла необходимость в выполнении проекта и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами организации-заявителя.
Анализ проблемы должен быть убедительным: четко сформулирован, понятен другим людям, не имеющим представления о серьезности проблемы, хорошо аргументирован и подкреплён информацией, статистическими данными. Необходимо доказать грантодателю, что поставленные задачи выполнимы, то есть их можно решить в реальный срок с имеющимися ресурсами, потратив определённую сумму. Рекомендуемый объем в большинстве случаев 1-3 страницы.
[B]4[/B]. [B]Цели и задачи проекта[/B] дают представление, каковы же будут итоги выполнения проекта. Цель – это во имя чего предпринимается проект. Задачи – конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта. Задачи и результаты должны поддаваться количественной оценке. Из раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.
Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными. Обычно достижение долгосрочной цели будет зависеть от достижения ряда краткосрочных целей. При двух и более краткосрочных целях необходимо четко указать, как они увязаны друг с другом и с долгосрочными целями.
Задачи должны быть реалистичными, т.е. положительно отвечать на вопросы:
- возможно ли их решение в указанные сроки;
- выполнимы ли они заявленными материальными и нематериальными ресурсами.
[B]5. Методы реализации проекта.[/B] В разделе необходимо достаточно подробно описать те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых результатов. Из этого раздела должно быть
понятно, как будет выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; чем будут заниматься исполнители; как, где и какие дополнительные ресурсы будут привлекаться и др.
Существует два главных вопроса, которые должны быть разъяснены в этом разделе:
- какова стратегия в достижении желаемых результатов?
- почему выбрана именно эта стратегия из всех других возможных?
Если проект пилотный, то важная составляющая его описания – тиражирование и воспроизводимость модели.
6. [B]Календарный план действий[/B] – последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления.
При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:
- наличие плана-графика реализации проекта (в виде таблицы);
- реалистичность, выполнимость плана в заявленные сроки;
- наличие ответственных за проведение каждого мероприятия с перечнем видов деятельности.
[B]7. Бюджет проекта (смета расходов).[/B]
Прежде чем начинать распределять деньги по статьям бюджета, необходимо внимательно изучить налоговое законодательство и особенности финансовой отчётности, чтобы не оказаться в ситуации, когда половина полученных денег уйдет на непредвиденные налоги и выплаты.
В сложившейся практике финансирования некоммерческих проектов и программ наиболее типичными являются следующие статьи бюджета:
- оплата труда, в том числе подоходный налог и страховые взносы;
- аренда помещений;
- аренда и покупка оборудования;
- расходные материалы (канцелярские принадлежности, бумага, краска для печатной продукции и др.);
- командировочные расходы (проезд на транспорте, суточные, оплата проживания);
- транспортные услуги.
[B]8. Ожидаемые результаты.[/B]
Конкретные результаты (являются критериями оценки эффективности проекта), которые предполагается достичь в ходе реализации проекта, в количественном и качественном выражении.
Основные характеристики результатов:
- соответствие цели и задачам проекта;
- измеряемость (количественные и качественные показатели);
- достижимость результатов.
[B]Дальнейшее финансирование проекта[/B].
Содержимое раздела объясняет каким образом, за счет каких ресурсов заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта; убеждает грантодателя в том, что после израсходования средств гранта найдутся ресурсы для продолжения проекта. Раздел необходим, если предусматривается продолжение работ по проекту по окончании срока действия гранта.
[B]10. Оценка и отчетность[/B].
Включение в заявку способов оценки проекта необходимо по двум причинам. Во-первых, чтобы оценить степень эффективности работы в целом и понять, насколько удалось достичь поставленных целей.
Во-вторых, может возникнуть необходимость получить сведения о ходе проекта, осуществлении различных его этапов, чтобы можно было откорректировать проект непосредственно в ходе выполнения. Все это дает возможность по завершении проекта отчитаться перед грантодателем о проделанной работе и о затраченных средствах.
По окончании проекта в процессе оценки результатов требуется определить:
- насколько достигнуты цели проекта;
- насколько по окончании проекта изменилась ситуация, описанная в разделе «Постановка проблемы»;
- не имел ли проект какого-либо важного положительного или отрицательного эффекта, не учтённого ранее;
- какие факторы способствовали успеху проекта и какие мешали достижению цели.
Заключительный отчет, характеризующий степень достижения целей и выполнения задач, представляется в установленный срок по завершении проекта руководству организации и грантодателю. Кроме него могут представляться промежуточные (квартальные, полугодовые, годовые) отчёты. Содержание и порядок представления отчетов оговариваются в договоре, заключаемом с грантодателем при получении гранта.
[B]11. Мониторинг[/B] – непрерывный контроль за ходом выполнения проекта. В процессе мониторинга руководитель проекта собирает информацию о соблюдении графика работы, поступлениях ресурсов и других предпосылках, проверяет, имеет ли место предполагавшийся эффект. По этим данным в любой момент времени можно узнать, выполняется ли проект в соответствии с планом.
Важно выстроить план мониторинга уже в заявке и начать оценку проекта с самого старта. Начать мониторинг, когда работа близка к завершению, трудно, так как к этому моменту ряд ценных данных о ходе проекта может быть уже упущен.
К заявке обязательно прикладываются следующие документы: копия действующего устава (со всеми изменениями); выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ); копия свидетельства о регистрации; копия баланса за последний отчётный период; копия действующей лицензии (для видов деятельности, подлежащих лицензированию); заверенная копия документа, подтверждающего полномочия руководителя или иного лица, уполномоченного подписывать договор; четкое описание своей организации, резюме основных исполнителей проекта; материалы, подтверждающие опыт организации в данной деятельности. В положении о грантовых конкурсах может быть указано предоставление нотариально заверенных копий документов.
Страницы: 1



Новые издания

Корчагова Л.А. Росписи Вологодской земли. Шекснинская золочёнка
Корчагова Л.А. Росписи Вологодской земли. Шекснинская золочёнка
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос

Блоги районов

В блоге пока нет сообщений


Новое на форуме