Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Композитор, автор-исполнитель Надежда Валентиновна Бурдыкова, г. Вологда

Композитор, автор-исполнитель Надежда Валентиновна Бурдыкова, г. Вологда

Надежда Валентиновна Бурдыкова – поэт, композитор, певица, автор и исполнитель романсов и лирических песен. Надежда Бурдыкова – особое явление в вологодской и русской культуре. «Серебряный голос России», «Ангельский глас России» - таких титулов она удостоилась на фестивалях в Сибири и Москве. «Родниково чистая, чуткая ко всякому переживанию душа и удивительные, неземные, проникающие в самое сердце мелодии», - так написал о творчестве Н. Бурдыковой новосибирский профессор Ю. Мерзляков в предисловии к  сборнику ее песен.

Надежда Валентиновна Бурдыкова

Надежда Валентиновна родилась и выросла в деревне Барское Сокольского района Вологодской области. Мама Надежды любила  петь частушки, а отец был великолепным гармонистом. Желание получить музыкальное образование было настолько велико, что начиная с семилетнего возраста, Надежда ездила учиться игре на фортепьяно в районный центр - г. Сокол, в музыкальную школу.  С ранних лет сочиняла стихи и песни. Одарённая своеобычным, хрустально-высоким голосом, личным обаянием, искренностью, она стала выступать с концертами, и была тепло принята на фольклорном фестивале в Новосибирске в 1988 г. Ее песни, мелодичные, легкие и изящные, пришлись по сердцу многим слушателям. Еще в советское время магнитофонные кассеты с записями песен и романсов в авторском исполнении под собственный аккомпанемент на фортепиано широко расходились по стране. Основными лейтмотивами ее творчества стали лирика, духовно-нравственные, православные и гражданско-патриотические темы, стилизации народных песен. Стихи и ноты публиковались в  областной вологодской печати, в журнале «Наш современник», выходили отдельными изданиями. Первый сборник произведений «Благодарю, что это был не сон» вышел в 1990 г. В 1999 г. певица стала лауреатом всероссийского фестиваля «Ангельский глас России». Песнями Надежды Бурдыковой озвучен ряд кинофильмов.

Незадолго до своей трагической гибели известный  русский композитор, баянист и гармонист, основатель и ведущий телепередачи «Играй, гармонь любимая!» Геннадий Заволокин приехал в деревню Степаново, где тогда жила Надежда Валентиновна, чтобы снять о ней фильм, который должен был называться «Вологодская Надежда». Но завершить работу над фильмом он не успел.
Надежда Валентиновна Бурдыкова – создатель и руководитель вокального коллектива «Подснежник» Центра дополнительного образования детей г. Вологды. Юные артисты клуба  «Подснежники» – желанные гости в картинной галерее,  музеях, библиотеках Вологды и районных центров области. Отчетные концерты клуба всегда собираются  полные залы. Воспитанники Надежды Валентиновны демонстрируют. замечательные музыкальные способности и вокальные данные. Многие участники клуба уже приобрели известность музыкальных кругах, начинают сольную карьеру, пишут песни и стихи. Незаурядная личность Надежды Бурдыковой, ее педагогический талант  побуждает их к собственным творческим открытиям и победам. Вокруг Н.В. Бурдыковой объединяется творческая, думающая молодежь. Одна из Надежды Бурдыковой так и  называется  - «Подснежник». Она  посвящена любимым ученикам.
Подснежник мой, прекрасный мой, цвети!
Ты вопреки всем бурям, всем ветрам!
Ты призван, чтоб весну с собой нести,
Чтоб открывать дорогу всем цветам!

В 2001 году Надежда Валентиновна была избрана членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств России по Новосибирскому отделению. Ею создано 10 музыкальных альбомов, 5 сборников стихов и песен.

Аудиотреки

Аудиотреки

  1. Как на моей милой земле. Музыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  2. Зимний романс. Музыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  3. Я знаю, смерть побеждена. Музыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  4. В любви всегда есть благодать. Музыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  5. Я земелюшку рыхлила. Музыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  6. Не говорите слов возвышенных. Музыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  7. Не лети, душа! Музыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  8. Я ставлю этот русский храм. Музыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  9. ЛебедушкаМузыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  10. ЛебедьМузыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  11. Привет, Россия.Музыка - Н. Бурдыкова стихи - Н. Рубцов. Исполняет - Иван Зайков.

Материалы


Библиография

Бурдыкова Надежда Валентиновна. Благодарю, что это был не сон : Избр. песни и романсы / [Отв. ред. Ю.И. Мерзляков]. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. - 36,[1]с. : ил.

Бурдыкова Надежда Валентиновна. Лирические песни и романсы. Избранное / [предисл. Ю. И. Мерзлякова; послесл. и сост. А. С. Швецова; ред. Т. А. Пушникова]. - Сыктывкар : ПАС, 1995. - 58 с. : нот.

Тишину аккордами нарушу : Романсы Надежды Бурдыковой на стихи Натальи Сидоровой / [Худож. Шмелева Т.В.; Отв. за вып. Ю.П. Малоземов]. - Вологда : Евстолий, 1994. - 34,[1] с. : ноты.

Бурдыкова Надежда Валентиновна. И песни душу окрылили... : [Стихотворения / Ред.: А. С. Швецов, Н. П. Сидорова; Предисл. ред.; Худож. Т. А. Корнилова]. - Вологда : Евстолий, 1997. - 48, [2] с.

Бурдыкова Надежда Валентиновна. Ты проснись, моя Русь православная : Песни / [Предисл. Н.Сидоровой]. - Вологда : Свеча-Евстолий, 1995. - 36 с. : нот.


О Надежде Бурдыковой


Ю. Мерзляков. Предисловие к сборнику песен и романсов Н. Бурдыковой «Благодарю, что это был не сон».

Поэт — это состояние души. Открытая ветрам времени, романтическая натура видит мир цельным и ослепительно ярким, увековечивая даже мрачные его закоулки как необходимые подробности общей гармонии.


У белой часовни встречая зарю,

Я вижу, лишь чуточку очи закрою,—

Невестой, сестрой пред тобою стою,

На коленях стою пред тобою.

Просит рука моя: остановись!

Просит душа моя: небу откройся!

Голосу Истины ты отзовись,

Сердцем больным успокойся!

Родниково чистая, чуткая ко всякому едва уловимому переживанию душа и удивительные, неземные, проникающие в самое сердце мелодии...

«Простите, что долго вам не писала, но мне гораздо легче сочинить стихи или песню, чем обыкновенное письмо или отчет о командировке», — простодушно извиняется Надя Бурдыкова, а в беседах-исповедях, всегда стихийно возникающих на ее концертах, признается: «Сколько себя помню — пою, пишу песни... И не могу даже сказать, что приходит раньше, стихи или мелодия,— все сразу».

В этом небольшом сборнике мы представляем лишь малую часть произведений Надежды Бурдыковой, всего ею написано около сотни песен и романсов. Магнитофонные кассеты с их записями в исполнении Нади под собственный аккомпанемент на фортепиано широко разошлись по стране. Песнями молодого поэта и композитора озвучен ряд кинофильмов, она выступала по Всесоюзному радио, а стихи ее публиковались в областной вологодской печати, в журнале «Наш современник». Отдельным сборником произведения Н. Бурдыковой выходят впервые.

Ярко расцветающее на наших глазах творчество Нади — по сути дела дневник, монолог ее высокой, распахнутой всем радостям и скорбям мира души. Родившаяся и выросшая в почти уже исчезнувшей с лица земли «неперспективной» деревеньке под Вологдой, молодая девушка и сейчас там живет, чувствуя себя кровной частицей Природы и Матери-России.



Небушко мое, солнышко мое!

Я — твой серебристый жаворонок.

Не ищи меня, лишь в рассвете дня

Слушай голосок, певуч и звонок...

О, вера былая!

О, время былое!

Неужели богатствам национального духа суждено пресечься, не оставив ни следа, ни памяти?

Дитя — по всему строю чувств — романтического девятнадцатого века, нечаянным ангелом залетевшее в наш прагматический, термоядерный, осатанело лязгающий металлом, истерзанный раздорами, обозленный и неприкаянный двадцатый век, Надя возрождает забытые традиции русского классического романса, светской и духовной лирики, счастливо доказывая своим творчеством, что этой, казалось бы, камерной акварельной технике доступно буквально все, чем волнует нас современность — любовное потрясение и молитва, прозрения духа и публицистический накал:

Не колокольный звон в закате слышится,

А сатаны истошный дикий крик.

Как тяжело в дыму России дышится,

В дыму ее прекрасный светлый лик.

Чужим ковром дороженька повыстлана.

Куда глаза незрячие глядят?

Откройте же, откройте людям истину:

В России люди русского хотят!

Милая Наденька! Дневник вашей души — это и дневники наших душ, хотя светлые признания ваши и не нам адресованы. Каждому дано любить и страдать, но лишь очень редким дано — за всех остальных — облечь эти чувства в музыку и стихи, единственные и необходимые, как дыхание.

Вам — дано, вам — за всех нас, грешных — поручено...

Счастья вам, Наденька, и доброго пути

 

Е. Рашманова. Песни Надежды Бурдыковой // Русский огонек. - 1995. - 10-16 марта

В последнее время все больше набирает силу такое явление, как авторская песня. Как знать, может быть, это та культура, которая пришла на смену коллективному народному творчеству – фольклору? Такое уж наше время – время личностей.

Публика сейчас довольно благосклонно относится к бардам, которых, как вдруг обнаружилось, много, и творчество которых действительно талантливо и разнообразно. И все же на этом фоне Надежда Бурдыкова – явление особое, не поддающееся какой бы то ни было классификации. Назвать ее бардом язык как-то не поворачивается, а потому на концертах представляют ее просто – автор-исполнитель. Получается удобная «фигура умолчания».

Когда на сцену выходит хрупкая молодая женщина – совсем девочка по своей открытости и эмоциональности – как-то невольно захватывает дух, создается впечатление прихода молоденькой учительницы-практикантки в класс: съедят! Но когда она берет в руки гитару или садится за рояль и начинает петь – испытываешь и восторг, и удивление сразу. «Серебряный голос России» – под таким титулом известна она вологжанам. Вы нигде не увидите афиш с ее именем, и за плечами ее нет консерватории, но кому довелось побывать на каком-нибудь ее случайном концерте, тот вряд ли забудет ее голос.

Этот серебряный голосок звучал и в концертных залах, и с телевизионных экранов, и под церковными сводами, и на военных кораблях в Севастополе, куда прошлым летом Надюша ездила в составе группы артистов. «Вас, наверное, часто приглашают петь?» – спросил кто-то после концерта. Что она могла ответить? Что выступления ее случайны, что у нее нет ни своего жилья, ни работы... Она просто пожала плечами.

Чаще всего Надя поет, наверное, в кругу друзей и хороших знакомых. И эти минуты незабываемы. Большое наслаждение доставляет не только ее прекрасный голос, но и композиторский и поэтический талант. Песни ее трудно с чем-то сравнить. Они, казалось бы, традиционны, – это романсы и песни о любви, о женской доле, и песни духовного содержания… О них можно сказать что-то и не сказать ничего, потому что талант вообще трудно обозначить словами.

Как он возникает – тоже трудно сказать. Просто жила-была в одной деревне девочка. И, как это водится, трава была большая, а девочка – маленькая, а потому все ее удивляло и радовало. Но вот в какое-то время обнаружилось, что мыслит она не словами или образами, а – песнями. И когда эта девочка стала совсем взрослой, оказалось, что это ощущение новизны и радости, которое свойственно детям, – осталось с ней навсегда. Как это может быть? Никто не знает, но вот душа не очерствела, а только набрала силу, а вместе с ней окреп и развился и ее песенный дар.

Чем-то сродни ее творчество поэзии Натальи Сидоровой. И случилось так, что встреча их состоялась. Позже поэтесса рассказывала, как однажды летом сидела она у окна и смотрела на улицу. По мостику, что напротив дома, шла девушка с букетом полевых цветов. «Ну вот, идет девушка и несет мне цветы», – подумала Наталья Петровна и тут же одернула себя, – что ей в голову пришло… Но через несколько минут действительно раздался звонок у входной двери, а чуть позже Надюша пела на кухне свои песни на стихи Натальи Сидоровой, пела дрожащим и взволнованным голоском, так, что трудно было что-то понять в те минуты. Но завязались теплые дружеские отношения, которые переросли потом в настоящую дружбу и сотворчество. Сейчас Наталья Петровна говорит, что лучшего исполнителя песен на свои стихи, чем Надежда Бурдыкова, она не мыслит. Маленьким тиражом – «для знакомых» – вышел сборничек таких совместных песен.
Эта дружба становится уже «тройственным союзом», – Надя пробует петь дуэтом с молодой поэтессой Натальей Адлер, которая работает сейчас над рукописью первой книги своих стихов.

Пока же Надежда Бурдыкова много выступает в школах. И на последнем ее концерте – в Доме К.Н. Батюшкова – большинство слушателей тоже составляли школьники. Надо сказать, что творчество Нади несет в себе большой не только эмоциональный, но нравственный и патриотический заряд, и это подкупает и учителей, и учеников. «Русское национальное самосознание» – термин этот принято сейчас употреблять и с неестественным восторгом, и с ухмылкой. Надя же, не мудрствуя лукаво, является как бы живым олицетворением этого понятия. А потому ее песни более убедительны, чем десятки нудных лекций и газетных статей. Только уметь бы еще нам, русским, ценить и беречь наши таланты…

 

Т. Пушникова. Заставляя душу жить // Сокольская правда. - 2001. - 27 января

Без пышной рекламы Надежда Бурдыкова выступила с блеском!
Ей рукоплескал зал Дворянского Собрания (бывший областной филармонии).
Можно было утонуть в море цветов – признании в любви.
Ей аплодировали стоя и готовы были после концерта вынести на руках...

От сердца к сердцу

Яркий свет опалил сцену с белым роялем, с белыми волнами ниспадающих до низу штор, скрывающих за окнами улицу. И без объявления вышла она – легкая, в сверкающем темно-синем платье, в туфельках на тонкой шпильке... Как опустившаяся звездочка с небес, Надежда сияла в свете прожекторов и улыбок.

Окинув взглядом зал, – он был полон, – с первым взмахом руки, с первым вздохом, будто бы приподнявшись над всеми, воспарила, открывая свой творческий вечер.

Он был необычен: это не просто концерт, где Надежда Бурдыкова и ведущая и исполнительница своих романсов, – это откровение души. И откровение смелое!

– То, чем хочу сегодня поделиться, может показаться вам странным, – сразу оговорилась, – но в моем творчестве отражено то, что я пережила. В непростое время выстоять мне помогли... Царственные Мученики, ныне канонизированные, Романовы – Государь-Император Николай Александрович и Императрица Александра Федоровна. Когда мне было плохо, я делилась с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями. Те песни, что вы услышите, я писала, и они были со мной – моими первыми слушателями. Хочется, чтобы и сегодня они незримо присутствовали здесь.

Мутнело сознание: не рискует ли? Не боится ли остаться непонятой? Но бояться чего? Чистоты? Искренности? Испепеляющей сердце трепетной любви к Богу, к людям? Чего скрывать, – удостоена звания «Ангельский глас России».

Не это ли дает полное право быть громогласной?

Дрогнули струны гитары, – пока в руках гитариста Константина Савельева, – и полились под мелодичное сопровождение из уст Надежды строки:

«Мои святые Николай и Александра,

Увенчанные царственным венцом,

Лежит на вас божественная тайна

С достойно принятым страдальческим концом.

О, вам любовь была дана земная,

Великая, бессмертная любовь!

И жили вы, любовь благословляя,

И за любовь свою пролили кровь.

Я обращаюсь к вам в своей молитве

И за любимого теперь прошу у вас,

Чтоб снова выстоять в житейской битве

Чтоб не сломился в самый трудный час.

Счастливые, прошу вас, защитите

Такую беззащитную любовь.

У Господа спасения испросите –

Молю вас со слезами вновь и вновь...»


Зал оцепенел.

Она говорила вдохновенно, очаровывая и тихим голосом, и трогательной печальной улыбкой. Похоже, что сам день был подарен вологжанам свыше, – он проходил под покровом иконы Божией Матери Знамение, что, если связывать с творческим вечером Надежды Бурдыковой, посвященным Царственным Мученикам, уже случайностью не назовешь.

Что-то светлое, ликующее со взволнованным голосом со сцены проникало в глубь сердца. Рос восторг, что эта хрупкая женщина брала... неистовостью, приковывая внимание, обостряя нерассеивающийся слух.

Усаживалась за рояль и им посвящала свои первые произведения. Преодолевая чьи бы то ни было недоумения, как бы оправдывалась, что о Царской Семье много сегодня пишут и спорят. То, что глубоко запало в ее душу, отразилось в романсах.

Что-то неведомое происходило вокруг: словно духи, легкое благоухание волной скользнуло по рядам, коснувшись обоняния. Что это, понять дано не каждому. Зато на глазах верующих выступили слезы.

Надежду слушали, как небесного ангела, – не дыша. А вместе с нею и зрители обретали все равно что состояние невесомости, неотрывно глядя на плавающие по клавишам тонкие пальчики, ослепительную вполоборота улыбку. Отступали суетность, напряжение будней, – душа сбрасывала дремоту и усталость.

Голос стих. Тишину взорвал шквал аплодисментов. К сцене потянулись с цветами, яблоками. Зал рукоплескал. Принял!

Она объясняла каждое свое музыкальное произведение, – как рождалось, что подвигло, или явилось первоисточником, что при этом испытывала, чем оно стало дорого. И вопросов не возникало, – они таяли, как снежинки на теплой ладони: Во всем испытывались естественность и простота.

В этом вся необычность творчества Надежды Бурдыковой. Как открытая книга, она доступна зрителю. И не с заоблачных высот опустилась на землю. Ее песни – исповедь сердца. Многие звучат, как молитвы – молитвы собственной души. Поет, – благодатью делится. И воздается: чем больше отдает – тем больше возвращается. Это по-христиански, по-православному. Таких жемчужинок среди нас мало! А тех, кто есть, способны ли оценить? (У нее нет гарантированной зарплаты – живет редкими концертами, которые скорее организуют друзья. А они у Надежды замечательные!) Она же – сокровище! – сама скромность: о себе не заявляет, никого и ни о чем не просит. А профессионалы отмечают: «Бурдыкова почище Смольяниновой!».

Действительно, кто может потягаться с ее ангельским голоском? Чтобы оказаться в плену, достаточно услышать раз. И ни с кем уже не спутаешь!

Каждый романс – не вымученное славословие, а выстраданная, орошенная слезами человеческая боль, эпоха, образ, история. Потому ее так молитвенно слушают, так сердечно принимают.

Надежда постоянно вступала в диалог с залом, и, если бы не сдерживали рамки программы, часами поддерживала бы связь с благодарной публикой.

Люди ждали ее песен – новых и уже не раз слышанных!

Пела, как исповедалась

Под громкие овации зала она подхватывала белые розы, хризантемы, алые и красные гвоздики, шоколад, конфеты и, не задерживая их в руках, бережливо клала на рояль. Брала в руки гитару и продолжала говорить: «Я выношу на ваш суд один из новых романсов, который был написан поздней осенью. Я писала его и видела ясное голубое небо. Помните, каким оно было в Вербное воскресенье?», – голос ее разливался колокольчиком. Удивило всех: плюс 25 градусов, и на небе ни облачка!

Восторга добавила песня, которая обращена не к любимому человеку, а к женщине, его взрастившей. Надежда не скрывала, что писалась она по заказу и потому боялась, что не сможет раскрыть главного. Удалось. А сейчас и самой она очень дорога.

«Счастье твое – твой сын,

Счастье мое – твой сын».

Благодарные зрители, преодолевая бурю чувств, не стесняясь своих слез, несли певице свои искренние поклоны. Передавали записки с вопросами и заявками.

Приятно было видеть в зале Дворянского Собрания сокольчан: друзей, маму Надежды – Тамару Николаевну Бурдыкову, приехавшую в Вологду из деревни Барское, главу администрации Пригородного сельсовета Валентину Николаевну Байлову, прибывшую из Литеги. И не трудно было догадаться, хотя это и не афишировалось, что одна из песен – «В России, в умирающей деревне, где холод и больные старики...» звучала по заявке землячек.

Впервые это произведение Надежда пела в зале (под рояль), хотя и есть оно в подборке на кассете.

Как плач, как стон, набатом звучат слова в защиту поруганной деревни, любовь к которой каленым железом не выжечь из сердца.

«Немало сыновей тебя забыли,

Немало дочерей тебя стыдились,

Не многие прощения просили,

Не многие с поклоном воротились.

И ты, как мать, состарилась в печали,

Моя деревня в выцветшем платочке.

О, как тебя, родная, унижали,

Отрекшись, сыновья твои и дочки».

Валентина Николаевна Байлова – одна из тех удивительных женщин, кто невесть как «застрял» в деревне, первой поспешила выйти из зала, чтобы низко поклониться Надежде Бурдыковой, сумевшей выразить их общую боль.

Зал сотрясался аплодисментами.

- Какова сейчас судьба у русской деревни, вы знаете, – поддерживала контакт с залом Надежда Бурдыкова. – В поздние зимние вечера туда порой нет ни одного человеческого следа. Там живет моя мама. И я поймала себя на мысли, что есть в жизни что-то светлое, вечное. Это, конечно, семья, это родительский дом, а для меня – моя маленькая деревня. Когда я туда иду, у меня в душе трепет...

Невозможно созерцать происходящее без слез. Люди умывались светлой радостью и ликовали.

К свету Истины

– Я знаю – это неизбежно – за темной полосой и страданиями, – подхватывала свои же чувства Надежда, – придет радость, запоют жаворонки. И озарят нежным голосом наше небо, поля.

И исполняет песню «Жаворонок». А затем дарит романс из юности. Он уносил ее в сосновый бор, плавно переходящий в березовую рощу, памятуя о том, что она есть – у каждого своя, как и у каждой девушки было когда-нибудь розовое платье.

Вторая часть вечера набирала свой накал Божией милости.

На изломе жизни кто не размышлял о вечности? Рано или поздно об этом задумываются все. И голос Надежды, когда она об этом говорит, крепнет.

«Чтоб веровать в вечность,Из вечности надо душе полюбить!» –
утверждает она романсом «Рождение любви». И потрясает своей философской одухотворенностью:

«Как к чувству рукою нельзя прикоснуться,

Так вечность телами нельзя ощутить.

И тело не может души дотронуться,

Хоть душам в телах уготовано жить».

И перебрасывает невидимый мостик к главному.

– Для русского человека прикосновение к вечности – это момент его крещения. Это происходит в храме. Иоанну Крестителю молятся за тех, кого поглощает суета, кто не думает о вечности, считая, что сегодняшний день много важнее того, что будет после, хотя душа-то знает, что это не так...

Здесь Надежда Бурдыкова выступает как знаток православных традиций, как верная дочь своих деревенских корней. И несет в зал песню-молитву Иоанну Крестителю.

Это особый, чудный дар – писать и петь романсы-молитвы.

С такими, как Надежда Бурдыкова, Россия возрождается. Русь Православная!

– Каждому человеку бывает порой нелегко, – каждый несет свой крест, но Господь дарует силы, дает надежды. И, кажется, в самых мрачных состояниях, когда души охватывает безнадежность, вдруг приходит... нечаянная радость.

После концерта все подаренные цветы с прихожанкой храма Андрея Первозванного Надежда Бурдыкова отправила к престолу Божией Матери.

– Надя! – почти взвыли от огорчения друзья. – Оставь себе хоть один букетик из белых роз!
Она порхала быстрокрылой птицей, отбиваясь.

– Нет, нет, нет! Представляете, – дерзнула помечтать, – эти белые розы могут стоять в алтаре...
(Утром узнала: там им место и выбрали.)

В чем сила таланта Бурдыковой? В ее откровении! Она не назидает, не взывает к жалости, не зовет к покаянию, но бередит своей болью чужую душу, заставляя ее трудиться, а, значит, жить.

 

К. Козлов. Тонкое кружево звуков и слов // Академгородок. - 2001. - 5 февраля

23 января в танцевальном зале академии состоялся концерт известной вологодской певицы, автора и исполнителя песен и романсов Надежды Бурдыковой. Как оказалось, имя этой талантливой женщины знакомо многим жителям поселка. На творческий вечер певицы собралось около шестидесяти ценителей песенной поэзии.

Надежда Валентиновна родилась и выросла в одной из маленьких деревень Сокольского района. С ранних лет сочиняла стихи и песни. Одаренная своеобычным, хрустально-высоким голосом, личным обаянием, искренностью, она стала выступать с концертами, и была тепло принята на Фольклорном фестивале в Новосибирске в 1988 г. Ее песни, мелодичные, легкие и изящные, пришлись по сердцу многим слушателям. Сразу же обозначились основные темы ее творчества: это лирика, духовно-нравственные и гражданско-патриотические темы, стилизации под народные песни. Стихи и ноты публиковались в периодике, в журнале «Наш современник», выходили отдельными изданиями (на сегодня изданы два нотных сборника и книжечка стихов). А в 1998 г. певица стала лауреатом всероссийского фестиваля «Ангельский глас России», который ежегодно проводится в Москве.

На концерте в Молочном Надежда Бурдыкова исполняла в основном песни и романсы, посвященные теме любви. Земная любовь раскрывалась перед слушателями яркими, необычными гранями («Знаешь, она похожа»), она то светилась в чувствах девушки к далекому возлюбленному («Ангел-малютка», «Александр»), то проявлялась в обращении женщины к матери любимого человека («Счастье твое – твой сын»), то представала в уникальном образе-символе певчей птички в хозяйских руках («Жаворонок»). С любовью нередко сосуществует трагическое различие духовного мира двух людей, и это болезненно для душ, стремящихся к цельности («Как Вечность тебе подарить?»).

Вторая тема, прозвучавшая на вечере, – тема русской деревни. Это и светлая, нежная любовь к крестьянским гнездам, к народной культуре («Гармошка»), это и боль по поводу насильственного умерщвления некогда богатой и прекрасной жизни («В России, в умирающей деревне…»).

Творчество поэта-певицы удивляет редкостным сплавом мелодии и стиха. Кажется, что одно вытекает из другого, – настолько естественно поэтические образы вплетаются в мелодическую нить. Конечно, это обусловлено тем, что у музыки и текста – один автор, и автор вдохновенный. Искусство Надежды Бурдыковой сродни художеству. Когда она поет, она словно рисует тонкое музыкальное кружево.

Эти песни, в отличие от многих современных «хитов», вселяют в души слушателей гармонию, мир, и поэтому можно сказать, что они обладают врачебной силой. Будем надеяться, что мы еще не раз встретимся с певицей в залах нашего поселка.

 

Н. Семушкина. Песни «вологодского жаворонка» // Академгородок. - 2001. - 6 июля

Рано или поздно каждый человек начинает задумываться о смысле жизни, о душе, о вечности, о Боге, о любви. Как найти ключик к своей душе, к ее духовному очищению, к ее любви? Иногда находишь ответы на эти вопросы в книгах, порой они приходят от общения с друзьями, а бывает, что душу окрыляет выступление талантливого артиста. Люди, способные выразить богатейшие оттенки чувств в стихах и в музыке, нужны всегда, особенно в нынешнее непростое время. Таким человеком является певица Надежда Бурдыкова.

Ее концерт под названием «Откровение», состоявшийся 19 июня в танцевальном зале академии, стал подлинным откровением. Ведь в своем творчестве певица, поэт, композитор выражает то, что сама пережила, перестрадала. Это было уже второе ее выступление в Молочном, и снова она делилась с нами своими мыслями, чувствами, переживаниями.

В начале вечера Надежда рассказывала о своей недавней поездке в Новосибирск, где она выступала с концертами. Там у певицы немало добрых друзей, поклонников ее самобытного таланта. Десять лет она не была в этом городе, многое изменилось, некоторых прекрасных людей уже не стало. Ушел из жизни профессор Ю. И. Мерзляков, крупный ученый-математик. С большой теплотой певица отзывалась об этом замечательном человеке, ставшем для нее Учителем жизни. В память о Юрии Ивановиче и о трагически погибшем вологодском священнике Василии Васильевиче Павлове она исполнила песню. Также она рассказала, что встретилась в Новосибирске со своим старым другом Г. Д. Заволокиным. По инициативе Геннадия Дмитриевича сразу же началась работа над фильмом о творчестве нашей певицы «Вологодская Надежда». Съемки фильма еще не закончены. С нетерпением мы будем ждать его выхода на экран.

Одним из самых ярких произведений, звучавших на концерте, был романс, посвященный Императрице Александре Феодоровне. Скромность, доброта, самопожертвование, любовь к Родине и другие выдающиеся душевные качества украшали святую Императрицу:

Жила ты как лилия средь темных вод,

Цветком среди смут, клеветы и порока.

Святым Своим славу Господь воздает,

Тем людям, кто в сердце не носит упрека.

С большим чувством была исполнена песня о любви, но не к любимому человеку, а к взрастившей его женщине:


Счастье мое – твой сын,

Счастье твое – твой сын.

Держа в руке букетик полевых цветов, певица исполнила мажорную песенку «Веночек», предварительно рассказав, как легко и просто она сочинила ее в ранней юности: девушка собирала цветы, и сама собою родилась эта радостная, стилизованная под народное творчество вещь.

На концерте прозвучала и любимая песня исполнительницы и ее публики «Жаворонок», вокал и сопровождение которой подражают ликующим, солнечным трелям этой певчей птицы:

Ты тихонько ладони разжал, –

И, рассветную тишь нарушая,

В небесах голосок задрожал:

– Улетай, улетай! – Улетаю!

По просьбе ценителей творчества Надежды Бурдыковой была исполнена песня духовного содержания «Не затвори врата милости». Многие произведения певицы звучат как молитвы души, в них отражаются чувства, понятные русскому православному человеку. Она выступает как знаток церковных и национальных традиций. Певица верит в возрождение России как православной Руси. Страстной, призывной песней «Богатырям России» Надежда завершила свою встречу со слушателями:

Чужим ковром дороженька повыстлана,

Куда глаза незрячие глядят?

Откройте же, откройте людям истину:

В России люди русского хотят!

Молча, боясь шелохнуться, чтобы не пропустить ни одного слова, ни одного звука, сидели в зале слушатели. Хочется привести несколько отзывов о концерте.

«Надежда Бурдыкова – красивая, улыбающаяся. Она вся светится лучистой радостью, согревающей сердца. Ее песни, исходящие из любящей людей души, вызывают у слушателей озарение и очищение. У людей изменяется взгляд на мир, он становится чище, светлее, осмысленней. Появилось большое желание пообщаться с певицей. Надеюсь на дальнейшие встречи с ней, которые, думаю, необходимы людям как воздух».

«Это талант, дар от Бога. Эти песни нужно послушать всем для духовного очищения. Певица бередит душу, и то, что огрубляет душу, мгновенно тает. Ее концерты – как будто посещение храма, в котором снимается с души груз. Ее талант нужен, чтобы поднять людей от духовного сна».

«При первом знакомстве с творчеством Надежды Бурдыковой меня ошеломили ее голос, глубоко осмысленные слова песен. В этой женщине все поет, живет, любит и благодарит. Надежда – живой, чистый родник. Ее голос, открытая душа, добрые глаза отогревают наши сердца».

Будем ждать следующей встречи с этой хрупкой, обаятельной, искренней женщиной – поэтом, музыкантом, исполнителем, нашим вологодским жаворонком.
 

 





Блоги районов

Бабаевский район
Вожегодский район
Верховажский район
Нюксенский район
Харовский район
Город Череповец
Великоустюгский район
Бабушкинский район
Грязовецкий район
Никольский район
Кадуйский район
Устюженский район
Белозерский район
Шекснинский район
Череповецкий район
Сокольский район
Кичменгско-Городецкий район
Тотемский район
Город Вологда
Вологодский район
Усть-Кубинский район
Междуреченский район
Никольский район

Если вы хотите принять участие в ведени блога своего района, то пишите или звоните нам в отдел информационных технологий!

  • Тел./факс: 8 (8172) 
    75-13-69 
  • Электронная почта: info@onmck.ru



Новые издания

Путилова Н.В. Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву
Путилова Н.В. Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос

Блоги районов

Бабаевский район
Галина Александровна Смелова - самодеятельный композитор и поэт, участник литера...


Новое на форуме