Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Композитор, автор-исполнитель Надежда Валентиновна Бурдыкова, г. Вологда

Композитор, автор-исполнитель Надежда Валентиновна Бурдыкова, г. Вологда

Надежда Валентиновна Бурдыкова – поэт, композитор, певица, автор и исполнитель романсов и лирических песен. Надежда Бурдыкова – особое явление в вологодской и русской культуре. «Серебряный голос России», «Ангельский глас России» - таких титулов она удостоилась на фестивалях в Сибири и Москве. «Родниково чистая, чуткая ко всякому переживанию душа и удивительные, неземные, проникающие в самое сердце мелодии», - так написал о творчестве Н. Бурдыковой новосибирский профессор Ю. Мерзляков в предисловии к  сборнику ее песен.
[spoiler]
Надежда Валентиновна Бурдыкова

Надежда Валентиновна родилась и выросла в деревне Барское Сокольского района Вологодской области. Мама Надежды любила  петь частушки, а отец был великолепным гармонистом. Желание получить музыкальное образование было настолько велико, что начиная с семилетнего возраста, Надежда ездила учиться игре на фортепьяно в районный центр - г. Сокол, в музыкальную школу.  С ранних лет сочиняла стихи и песни. Одарённая своеобычным, хрустально-высоким голосом, личным обаянием, искренностью, она стала выступать с концертами, и была тепло принята на фольклорном фестивале в Новосибирске в 1988 г. Ее песни, мелодичные, легкие и изящные, пришлись по сердцу многим слушателям. Еще в советское время магнитофонные кассеты с записями песен и романсов в авторском исполнении под собственный аккомпанемент на фортепиано широко расходились по стране. Основными лейтмотивами ее творчества стали лирика, духовно-нравственные, православные и гражданско-патриотические темы, стилизации народных песен. Стихи и ноты публиковались в  областной вологодской печати, в журнале «Наш современник», выходили отдельными изданиями. Первый сборник произведений «Благодарю, что это был не сон» вышел в 1990 г. В 1999 г. певица стала лауреатом всероссийского фестиваля «Ангельский глас России». Песнями Надежды Бурдыковой озвучен ряд кинофильмов.

Незадолго до своей трагической гибели известный  русский композитор, баянист и гармонист, основатель и ведущий телепередачи «Играй, гармонь любимая!» Геннадий Заволокин приехал в деревню Степаново, где тогда жила Надежда Валентиновна, чтобы снять о ней фильм, который должен был называться «Вологодская Надежда». Но завершить работу над фильмом он не успел.
Надежда Валентиновна Бурдыкова – создатель и руководитель вокального коллектива «Подснежник» Центра дополнительного образования детей г. Вологды. Юные артисты клуба  «Подснежники» – желанные гости в картинной галерее,  музеях, библиотеках Вологды и районных центров области. Отчетные концерты клуба всегда собираются  полные залы. Воспитанники Надежды Валентиновны демонстрируют. замечательные музыкальные способности и вокальные данные. Многие участники клуба уже приобрели известность музыкальных кругах, начинают сольную карьеру, пишут песни и стихи. Незаурядная личность Надежды Бурдыковой, ее педагогический талант  побуждает их к собственным творческим открытиям и победам. Вокруг Н.В. Бурдыковой объединяется творческая, думающая молодежь. Одна из Надежды Бурдыковой так и  называется  - «Подснежник». Она  посвящена любимым ученикам.
Подснежник мой, прекрасный мой, цвети!
Ты вопреки всем бурям, всем ветрам!
Ты призван, чтоб весну с собой нести,
Чтоб открывать дорогу всем цветам!

В 2001 году Надежда Валентиновна была избрана членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств России по Новосибирскому отделению. Ею создано 10 музыкальных альбомов, 5 сборников стихов и песен.


Аудиотреки

Аудиотреки

  1. Как на моей милой земле. Музыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  2. Зимний романс. Музыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  3. Я знаю, смерть побеждена. Музыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  4. В любви всегда есть благодать. Музыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  5. Я земелюшку рыхлила. Музыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  6. Не говорите слов возвышенных. Музыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  7. Не лети, душа! Музыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  8. Я ставлю этот русский храм. Музыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  9. ЛебедушкаМузыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  10. ЛебедьМузыка и стихи – Н. Бурдыкова. Исполняет автор.
  11. Привет, Россия.Музыка - Н. Бурдыкова стихи - Н. Рубцов. Исполняет - Иван Зайков.

Материалы


Библиография

Бурдыкова Надежда Валентиновна. Благодарю, что это был не сон : Избр. песни и романсы / [Отв. ред. Ю.И. Мерзляков]. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. - 36,[1]с. : ил.

Бурдыкова Надежда Валентиновна. Лирические песни и романсы. Избранное / [предисл. Ю. И. Мерзлякова; послесл. и сост. А. С. Швецова; ред. Т. А. Пушникова]. - Сыктывкар : ПАС, 1995. - 58 с. : нот.

Тишину аккордами нарушу : Романсы Надежды Бурдыковой на стихи Натальи Сидоровой / [Худож. Шмелева Т.В.; Отв. за вып. Ю.П. Малоземов]. - Вологда : Евстолий, 1994. - 34,[1] с. : ноты.

Бурдыкова Надежда Валентиновна. И песни душу окрылили... : [Стихотворения / Ред.: А. С. Швецов, Н. П. Сидорова; Предисл. ред.; Худож. Т. А. Корнилова]. - Вологда : Евстолий, 1997. - 48, [2] с.

Бурдыкова Надежда Валентиновна. Ты проснись, моя Русь православная : Песни / [Предисл. Н.Сидоровой]. - Вологда : Свеча-Евстолий, 1995. - 36 с. : нот.


О Надежде Бурдыковой


Ю. Мерзляков. Предисловие к сборнику песен и романсов Н. Бурдыковой «Благодарю, что это был не сон».

Поэт — это состояние души. Открытая ветрам времени, романтическая натура видит мир цельным и ослепительно ярким, увековечивая даже мрачные его закоулки как необходимые подробности общей гармонии.


У белой часовни встречая зарю,

Я вижу, лишь чуточку очи закрою,—

Невестой, сестрой пред тобою стою,

На коленях стою пред тобою.

Просит рука моя: остановись!

Просит душа моя: небу откройся!

Голосу Истины ты отзовись,

Сердцем больным успокойся!

Родниково чистая, чуткая ко всякому едва уловимому переживанию душа и удивительные, неземные, проникающие в самое сердце мелодии...

«Простите, что долго вам не писала, но мне гораздо легче сочинить стихи или песню, чем обыкновенное письмо или отчет о командировке», — простодушно извиняется Надя Бурдыкова, а в беседах-исповедях, всегда стихийно возникающих на ее концертах, признается: «Сколько себя помню — пою, пишу песни... И не могу даже сказать, что приходит раньше, стихи или мелодия,— все сразу».

В этом небольшом сборнике мы представляем лишь малую часть произведений Надежды Бурдыковой, всего ею написано около сотни песен и романсов. Магнитофонные кассеты с их записями в исполнении Нади под собственный аккомпанемент на фортепиано широко разошлись по стране. Песнями молодого поэта и композитора озвучен ряд кинофильмов, она выступала по Всесоюзному радио, а стихи ее публиковались в областной вологодской печати, в журнале «Наш современник». Отдельным сборником произведения Н. Бурдыковой выходят впервые.

Ярко расцветающее на наших глазах творчество Нади — по сути дела дневник, монолог ее высокой, распахнутой всем радостям и скорбям мира души. Родившаяся и выросшая в почти уже исчезнувшей с лица земли «неперспективной» деревеньке под Вологдой, молодая девушка и сейчас там живет, чувствуя себя кровной частицей Природы и Матери-России.



Небушко мое, солнышко мое!

Я — твой серебристый жаворонок.

Не ищи меня, лишь в рассвете дня

Слушай голосок, певуч и звонок...

О, вера былая!

О, время былое!

Неужели богатствам национального духа суждено пресечься, не оставив ни следа, ни памяти?

Дитя — по всему строю чувств — романтического девятнадцатого века, нечаянным ангелом залетевшее в наш прагматический, термоядерный, осатанело лязгающий металлом, истерзанный раздорами, обозленный и неприкаянный двадцатый век, Надя возрождает забытые традиции русского классического романса, светской и духовной лирики, счастливо доказывая своим творчеством, что этой, казалось бы, камерной акварельной технике доступно буквально все, чем волнует нас современность — любовное потрясение и молитва, прозрения духа и публицистический накал:

Не колокольный звон в закате слышится,

А сатаны истошный дикий крик.

Как тяжело в дыму России дышится,

В дыму ее прекрасный светлый лик.

Чужим ковром дороженька повыстлана.

Куда глаза незрячие глядят?

Откройте же, откройте людям истину:

В России люди русского хотят!

Милая Наденька! Дневник вашей души — это и дневники наших душ, хотя светлые признания ваши и не нам адресованы. Каждому дано любить и страдать, но лишь очень редким дано — за всех остальных — облечь эти чувства в музыку и стихи, единственные и необходимые, как дыхание.

Вам — дано, вам — за всех нас, грешных — поручено...

Счастья вам, Наденька, и доброго пути

 

Е. Рашманова. Песни Надежды Бурдыковой // Русский огонек. - 1995. - 10-16 марта

В последнее время все больше набирает силу такое явление, как авторская песня. Как знать, может быть, это та культура, которая пришла на смену коллективному народному творчеству – фольклору? Такое уж наше время – время личностей.

Публика сейчас довольно благосклонно относится к бардам, которых, как вдруг обнаружилось, много, и творчество которых действительно талантливо и разнообразно. И все же на этом фоне Надежда Бурдыкова – явление особое, не поддающееся какой бы то ни было классификации. Назвать ее бардом язык как-то не поворачивается, а потому на концертах представляют ее просто – автор-исполнитель. Получается удобная «фигура умолчания».

Когда на сцену выходит хрупкая молодая женщина – совсем девочка по своей открытости и эмоциональности – как-то невольно захватывает дух, создается впечатление прихода молоденькой учительницы-практикантки в класс: съедят! Но когда она берет в руки гитару или садится за рояль и начинает петь – испытываешь и восторг, и удивление сразу. «Серебряный голос России» – под таким титулом известна она вологжанам. Вы нигде не увидите афиш с ее именем, и за плечами ее нет консерватории, но кому довелось побывать на каком-нибудь ее случайном концерте, тот вряд ли забудет ее голос.

Этот серебряный голосок звучал и в концертных залах, и с телевизионных экранов, и под церковными сводами, и на военных кораблях в Севастополе, куда прошлым летом Надюша ездила в составе группы артистов. «Вас, наверное, часто приглашают петь?» – спросил кто-то после концерта. Что она могла ответить? Что выступления ее случайны, что у нее нет ни своего жилья, ни работы... Она просто пожала плечами.

Чаще всего Надя поет, наверное, в кругу друзей и хороших знакомых. И эти минуты незабываемы. Большое наслаждение доставляет не только ее прекрасный голос, но и композиторский и поэтический талант. Песни ее трудно с чем-то сравнить. Они, казалось бы, традиционны, – это романсы и песни о любви, о женской доле, и песни духовного содержания… О них можно сказать что-то и не сказать ничего, потому что талант вообще трудно обозначить словами.

Как он возникает – тоже трудно сказать. Просто жила-была в одной деревне девочка. И, как это водится, трава была большая, а девочка – маленькая, а потому все ее удивляло и радовало. Но вот в какое-то время обнаружилось, что мыслит она не словами или образами, а – песнями. И когда эта девочка стала совсем взрослой, оказалось, что это ощущение новизны и радости, которое свойственно детям, – осталось с ней навсегда. Как это может быть? Никто не знает, но вот душа не очерствела, а только набрала силу, а вместе с ней окреп и развился и ее песенный дар.

Чем-то сродни ее творчество поэзии Натальи Сидоровой. И случилось так, что встреча их состоялась. Позже поэтесса рассказывала, как однажды летом сидела она у окна и смотрела на улицу. По мостику, что напротив дома, шла девушка с букетом полевых цветов. «Ну вот, идет девушка и несет мне цветы», – подумала Наталья Петровна и тут же одернула себя, – что ей в голову пришло… Но через несколько минут действительно раздался звонок у входной двери, а чуть позже Надюша пела на кухне свои песни на стихи Натальи Сидоровой, пела дрожащим и взволнованным голоском, так, что трудно было что-то понять в те минуты. Но завязались теплые дружеские отношения, которые переросли потом в настоящую дружбу и сотворчество. Сейчас Наталья Петровна говорит, что лучшего исполнителя песен на свои стихи, чем Надежда Бурдыкова, она не мыслит. Маленьким тиражом – «для знакомых» – вышел сборничек таких совместных песен.
Эта дружба становится уже «тройственным союзом», – Надя пробует петь дуэтом с молодой поэтессой Натальей Адлер, которая работает сейчас над рукописью первой книги своих стихов.

Пока же Надежда Бурдыкова много выступает в школах. И на последнем ее концерте – в Доме К.Н. Батюшкова – большинство слушателей тоже составляли школьники. Надо сказать, что творчество Нади несет в себе большой не только эмоциональный, но нравственный и патриотический заряд, и это подкупает и учителей, и учеников. «Русское национальное самосознание» – термин этот принято сейчас употреблять и с неестественным восторгом, и с ухмылкой. Надя же, не мудрствуя лукаво, является как бы живым олицетворением этого понятия. А потому ее песни более убедительны, чем десятки нудных лекций и газетных статей. Только уметь бы еще нам, русским, ценить и беречь наши таланты…

 

Т. Пушникова. Заставляя душу жить // Сокольская правда. - 2001. - 27 января

Без пышной рекламы Надежда Бурдыкова выступила с блеском!
Ей рукоплескал зал Дворянского Собрания (бывший областной филармонии).
Можно было утонуть в море цветов – признании в любви.
Ей аплодировали стоя и готовы были после концерта вынести на руках...

От сердца к сердцу

Яркий свет опалил сцену с белым роялем, с белыми волнами ниспадающих до низу штор, скрывающих за окнами улицу. И без объявления вышла она – легкая, в сверкающем темно-синем платье, в туфельках на тонкой шпильке... Как опустившаяся звездочка с небес, Надежда сияла в свете прожекторов и улыбок.

Окинув взглядом зал, – он был полон, – с первым взмахом руки, с первым вздохом, будто бы приподнявшись над всеми, воспарила, открывая свой творческий вечер.

Он был необычен: это не просто концерт, где Надежда Бурдыкова и ведущая и исполнительница своих романсов, – это откровение души. И откровение смелое!

– То, чем хочу сегодня поделиться, может показаться вам странным, – сразу оговорилась, – но в моем творчестве отражено то, что я пережила. В непростое время выстоять мне помогли... Царственные Мученики, ныне канонизированные, Романовы – Государь-Император Николай Александрович и Императрица Александра Федоровна. Когда мне было плохо, я делилась с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями. Те песни, что вы услышите, я писала, и они были со мной – моими первыми слушателями. Хочется, чтобы и сегодня они незримо присутствовали здесь.

Мутнело сознание: не рискует ли? Не боится ли остаться непонятой? Но бояться чего? Чистоты? Искренности? Испепеляющей сердце трепетной любви к Богу, к людям? Чего скрывать, – удостоена звания «Ангельский глас России».

Не это ли дает полное право быть громогласной?

Дрогнули струны гитары, – пока в руках гитариста Константина Савельева, – и полились под мелодичное сопровождение из уст Надежды строки:

«Мои святые Николай и Александра,

Увенчанные царственным венцом,

Лежит на вас божественная тайна

С достойно принятым страдальческим концом.

О, вам любовь была дана земная,

Великая, бессмертная любовь!

И жили вы, любовь благословляя,

И за любовь свою пролили кровь.

Я обращаюсь к вам в своей молитве

И за любимого теперь прошу у вас,

Чтоб снова выстоять в житейской битве

Чтоб не сломился в самый трудный час.

Счастливые, прошу вас, защитите

Такую беззащитную любовь.

У Господа спасения испросите –

Молю вас со слезами вновь и вновь...»


Зал оцепенел.

Она говорила вдохновенно, очаровывая и тихим голосом, и трогательной печальной улыбкой. Похоже, что сам день был подарен вологжанам свыше, – он проходил под покровом иконы Божией Матери Знамение, что, если связывать с творческим вечером Надежды Бурдыковой, посвященным Царственным Мученикам, уже случайностью не назовешь.

Что-то светлое, ликующее со взволнованным голосом со сцены проникало в глубь сердца. Рос восторг, что эта хрупкая женщина брала... неистовостью, приковывая внимание, обостряя нерассеивающийся слух.

Усаживалась за рояль и им посвящала свои первые произведения. Преодолевая чьи бы то ни было недоумения, как бы оправдывалась, что о Царской Семье много сегодня пишут и спорят. То, что глубоко запало в ее душу, отразилось в романсах.

Что-то неведомое происходило вокруг: словно духи, легкое благоухание волной скользнуло по рядам, коснувшись обоняния. Что это, понять дано не каждому. Зато на глазах верующих выступили слезы.

Надежду слушали, как небесного ангела, – не дыша. А вместе с нею и зрители обретали все равно что состояние невесомости, неотрывно глядя на плавающие по клавишам тонкие пальчики, ослепительную вполоборота улыбку. Отступали суетность, напряжение будней, – душа сбрасывала дремоту и усталость.

Голос стих. Тишину взорвал шквал аплодисментов. К сцене потянулись с цветами, яблоками. Зал рукоплескал. Принял!

Она объясняла каждое свое музыкальное произведение, – как рождалось, что подвигло, или явилось первоисточником, что при этом испытывала, чем оно стало дорого. И вопросов не возникало, – они таяли, как снежинки на теплой ладони: Во всем испытывались естественность и простота.

В этом вся необычность творчества Надежды Бурдыковой. Как открытая книга, она доступна зрителю. И не с заоблачных высот опустилась на землю. Ее песни – исповедь сердца. Многие звучат, как молитвы – молитвы собственной души. Поет, – благодатью делится. И воздается: чем больше отдает – тем больше возвращается. Это по-христиански, по-православному. Таких жемчужинок среди нас мало! А тех, кто есть, способны ли оценить? (У нее нет гарантированной зарплаты – живет редкими концертами, которые скорее организуют друзья. А они у Надежды замечательные!) Она же – сокровище! – сама скромность: о себе не заявляет, никого и ни о чем не просит. А профессионалы отмечают: «Бурдыкова почище Смольяниновой!».

Действительно, кто может потягаться с ее ангельским голоском? Чтобы оказаться в плену, достаточно услышать раз. И ни с кем уже не спутаешь!

Каждый романс – не вымученное славословие, а выстраданная, орошенная слезами человеческая боль, эпоха, образ, история. Потому ее так молитвенно слушают, так сердечно принимают.

Надежда постоянно вступала в диалог с залом, и, если бы не сдерживали рамки программы, часами поддерживала бы связь с благодарной публикой.

Люди ждали ее песен – новых и уже не раз слышанных!

Пела, как исповедалась

Под громкие овации зала она подхватывала белые розы, хризантемы, алые и красные гвоздики, шоколад, конфеты и, не задерживая их в руках, бережливо клала на рояль. Брала в руки гитару и продолжала говорить: «Я выношу на ваш суд один из новых романсов, который был написан поздней осенью. Я писала его и видела ясное голубое небо. Помните, каким оно было в Вербное воскресенье?», – голос ее разливался колокольчиком. Удивило всех: плюс 25 градусов, и на небе ни облачка!

Восторга добавила песня, которая обращена не к любимому человеку, а к женщине, его взрастившей. Надежда не скрывала, что писалась она по заказу и потому боялась, что не сможет раскрыть главного. Удалось. А сейчас и самой она очень дорога.

«Счастье твое – твой сын,

Счастье мое – твой сын».

Благодарные зрители, преодолевая бурю чувств, не стесняясь своих слез, несли певице свои искренние поклоны. Передавали записки с вопросами и заявками.

Приятно было видеть в зале Дворянского Собрания сокольчан: друзей, маму Надежды – Тамару Николаевну Бурдыкову, приехавшую в Вологду из деревни Барское, главу администрации Пригородного сельсовета Валентину Николаевну Байлову, прибывшую из Литеги. И не трудно было догадаться, хотя это и не афишировалось, что одна из песен – «В России, в умирающей деревне, где холод и больные старики...» звучала по заявке землячек.

Впервые это произведение Надежда пела в зале (под рояль), хотя и есть оно в подборке на кассете.

Как плач, как стон, набатом звучат слова в защиту поруганной деревни, любовь к которой каленым железом не выжечь из сердца.

«Немало сыновей тебя забыли,

Немало дочерей тебя стыдились,

Не многие прощения просили,

Не многие с поклоном воротились.

И ты, как мать, состарилась в печали,

Моя деревня в выцветшем платочке.

О, как тебя, родная, унижали,

Отрекшись, сыновья твои и дочки».

Валентина Николаевна Байлова – одна из тех удивительных женщин, кто невесть как «застрял» в деревне, первой поспешила выйти из зала, чтобы низко поклониться Надежде Бурдыковой, сумевшей выразить их общую боль.

Зал сотрясался аплодисментами.

- Какова сейчас судьба у русской деревни, вы знаете, – поддерживала контакт с залом Надежда Бурдыкова. – В поздние зимние вечера туда порой нет ни одного человеческого следа. Там живет моя мама. И я поймала себя на мысли, что есть в жизни что-то светлое, вечное. Это, конечно, семья, это родительский дом, а для меня – моя маленькая деревня. Когда я туда иду, у меня в душе трепет...

Невозможно созерцать происходящее без слез. Люди умывались светлой радостью и ликовали.

К свету Истины

– Я знаю – это неизбежно – за темной полосой и страданиями, – подхватывала свои же чувства Надежда, – придет радость, запоют жаворонки. И озарят нежным голосом наше небо, поля.

И исполняет песню «Жаворонок». А затем дарит романс из юности. Он уносил ее в сосновый бор, плавно переходящий в березовую рощу, памятуя о том, что она есть – у каждого своя, как и у каждой девушки было когда-нибудь розовое платье.

Вторая часть вечера набирала свой накал Божией милости.

На изломе жизни кто не размышлял о вечности? Рано или поздно об этом задумываются все. И голос Надежды, когда она об этом говорит, крепнет.

«Чтоб веровать в вечность,Из вечности надо душе полюбить!» –
утверждает она романсом «Рождение любви». И потрясает своей философской одухотворенностью:

«Как к чувству рукою нельзя прикоснуться,

Так вечность телами нельзя ощутить.

И тело не может души дотронуться,

Хоть душам в телах уготовано жить».

И перебрасывает невидимый мостик к главному.

– Для русского человека прикосновение к вечности – это момент его крещения. Это происходит в храме. Иоанну Крестителю молятся за тех, кого поглощает суета, кто не думает о вечности, считая, что сегодняшний день много важнее того, что будет после, хотя душа-то знает, что это не так...

Здесь Надежда Бурдыкова выступает как знаток православных традиций, как верная дочь своих деревенских корней. И несет в зал песню-молитву Иоанну Крестителю.

Это особый, чудный дар – писать и петь романсы-молитвы.

С такими, как Надежда Бурдыкова, Россия возрождается. Русь Православная!

– Каждому человеку бывает порой нелегко, – каждый несет свой крест, но Господь дарует силы, дает надежды. И, кажется, в самых мрачных состояниях, когда души охватывает безнадежность, вдруг приходит... нечаянная радость.

После концерта все подаренные цветы с прихожанкой храма Андрея Первозванного Надежда Бурдыкова отправила к престолу Божией Матери.

– Надя! – почти взвыли от огорчения друзья. – Оставь себе хоть один букетик из белых роз!
Она порхала быстрокрылой птицей, отбиваясь.

– Нет, нет, нет! Представляете, – дерзнула помечтать, – эти белые розы могут стоять в алтаре...
(Утром узнала: там им место и выбрали.)

В чем сила таланта Бурдыковой? В ее откровении! Она не назидает, не взывает к жалости, не зовет к покаянию, но бередит своей болью чужую душу, заставляя ее трудиться, а, значит, жить.

 

К. Козлов. Тонкое кружево звуков и слов // Академгородок. - 2001. - 5 февраля

23 января в танцевальном зале академии состоялся концерт известной вологодской певицы, автора и исполнителя песен и романсов Надежды Бурдыковой. Как оказалось, имя этой талантливой женщины знакомо многим жителям поселка. На творческий вечер певицы собралось около шестидесяти ценителей песенной поэзии.

Надежда Валентиновна родилась и выросла в одной из маленьких деревень Сокольского района. С ранних лет сочиняла стихи и песни. Одаренная своеобычным, хрустально-высоким голосом, личным обаянием, искренностью, она стала выступать с концертами, и была тепло принята на Фольклорном фестивале в Новосибирске в 1988 г. Ее песни, мелодичные, легкие и изящные, пришлись по сердцу многим слушателям. Сразу же обозначились основные темы ее творчества: это лирика, духовно-нравственные и гражданско-патриотические темы, стилизации под народные песни. Стихи и ноты публиковались в периодике, в журнале «Наш современник», выходили отдельными изданиями (на сегодня изданы два нотных сборника и книжечка стихов). А в 1998 г. певица стала лауреатом всероссийского фестиваля «Ангельский глас России», который ежегодно проводится в Москве.

На концерте в Молочном Надежда Бурдыкова исполняла в основном песни и романсы, посвященные теме любви. Земная любовь раскрывалась перед слушателями яркими, необычными гранями («Знаешь, она похожа»), она то светилась в чувствах девушки к далекому возлюбленному («Ангел-малютка», «Александр»), то проявлялась в обращении женщины к матери любимого человека («Счастье твое – твой сын»), то представала в уникальном образе-символе певчей птички в хозяйских руках («Жаворонок»). С любовью нередко сосуществует трагическое различие духовного мира двух людей, и это болезненно для душ, стремящихся к цельности («Как Вечность тебе подарить?»).

Вторая тема, прозвучавшая на вечере, – тема русской деревни. Это и светлая, нежная любовь к крестьянским гнездам, к народной культуре («Гармошка»), это и боль по поводу насильственного умерщвления некогда богатой и прекрасной жизни («В России, в умирающей деревне…»).

Творчество поэта-певицы удивляет редкостным сплавом мелодии и стиха. Кажется, что одно вытекает из другого, – настолько естественно поэтические образы вплетаются в мелодическую нить. Конечно, это обусловлено тем, что у музыки и текста – один автор, и автор вдохновенный. Искусство Надежды Бурдыковой сродни художеству. Когда она поет, она словно рисует тонкое музыкальное кружево.

Эти песни, в отличие от многих современных «хитов», вселяют в души слушателей гармонию, мир, и поэтому можно сказать, что они обладают врачебной силой. Будем надеяться, что мы еще не раз встретимся с певицей в залах нашего поселка.

 

Н. Семушкина. Песни «вологодского жаворонка» // Академгородок. - 2001. - 6 июля

Рано или поздно каждый человек начинает задумываться о смысле жизни, о душе, о вечности, о Боге, о любви. Как найти ключик к своей душе, к ее духовному очищению, к ее любви? Иногда находишь ответы на эти вопросы в книгах, порой они приходят от общения с друзьями, а бывает, что душу окрыляет выступление талантливого артиста. Люди, способные выразить богатейшие оттенки чувств в стихах и в музыке, нужны всегда, особенно в нынешнее непростое время. Таким человеком является певица Надежда Бурдыкова.

Ее концерт под названием «Откровение», состоявшийся 19 июня в танцевальном зале академии, стал подлинным откровением. Ведь в своем творчестве певица, поэт, композитор выражает то, что сама пережила, перестрадала. Это было уже второе ее выступление в Молочном, и снова она делилась с нами своими мыслями, чувствами, переживаниями.

В начале вечера Надежда рассказывала о своей недавней поездке в Новосибирск, где она выступала с концертами. Там у певицы немало добрых друзей, поклонников ее самобытного таланта. Десять лет она не была в этом городе, многое изменилось, некоторых прекрасных людей уже не стало. Ушел из жизни профессор Ю. И. Мерзляков, крупный ученый-математик. С большой теплотой певица отзывалась об этом замечательном человеке, ставшем для нее Учителем жизни. В память о Юрии Ивановиче и о трагически погибшем вологодском священнике Василии Васильевиче Павлове она исполнила песню. Также она рассказала, что встретилась в Новосибирске со своим старым другом Г. Д. Заволокиным. По инициативе Геннадия Дмитриевича сразу же началась работа над фильмом о творчестве нашей певицы «Вологодская Надежда». Съемки фильма еще не закончены. С нетерпением мы будем ждать его выхода на экран.

Одним из самых ярких произведений, звучавших на концерте, был романс, посвященный Императрице Александре Феодоровне. Скромность, доброта, самопожертвование, любовь к Родине и другие выдающиеся душевные качества украшали святую Императрицу:

Жила ты как лилия средь темных вод,

Цветком среди смут, клеветы и порока.

Святым Своим славу Господь воздает,

Тем людям, кто в сердце не носит упрека.

С большим чувством была исполнена песня о любви, но не к любимому человеку, а к взрастившей его женщине:


Счастье мое – твой сын,

Счастье твое – твой сын.

Держа в руке букетик полевых цветов, певица исполнила мажорную песенку «Веночек», предварительно рассказав, как легко и просто она сочинила ее в ранней юности: девушка собирала цветы, и сама собою родилась эта радостная, стилизованная под народное творчество вещь.

На концерте прозвучала и любимая песня исполнительницы и ее публики «Жаворонок», вокал и сопровождение которой подражают ликующим, солнечным трелям этой певчей птицы:

Ты тихонько ладони разжал, –

И, рассветную тишь нарушая,

В небесах голосок задрожал:

– Улетай, улетай! – Улетаю!

По просьбе ценителей творчества Надежды Бурдыковой была исполнена песня духовного содержания «Не затвори врата милости». Многие произведения певицы звучат как молитвы души, в них отражаются чувства, понятные русскому православному человеку. Она выступает как знаток церковных и национальных традиций. Певица верит в возрождение России как православной Руси. Страстной, призывной песней «Богатырям России» Надежда завершила свою встречу со слушателями:

Чужим ковром дороженька повыстлана,

Куда глаза незрячие глядят?

Откройте же, откройте людям истину:

В России люди русского хотят!

Молча, боясь шелохнуться, чтобы не пропустить ни одного слова, ни одного звука, сидели в зале слушатели. Хочется привести несколько отзывов о концерте.

«Надежда Бурдыкова – красивая, улыбающаяся. Она вся светится лучистой радостью, согревающей сердца. Ее песни, исходящие из любящей людей души, вызывают у слушателей озарение и очищение. У людей изменяется взгляд на мир, он становится чище, светлее, осмысленней. Появилось большое желание пообщаться с певицей. Надеюсь на дальнейшие встречи с ней, которые, думаю, необходимы людям как воздух».

«Это талант, дар от Бога. Эти песни нужно послушать всем для духовного очищения. Певица бередит душу, и то, что огрубляет душу, мгновенно тает. Ее концерты – как будто посещение храма, в котором снимается с души груз. Ее талант нужен, чтобы поднять людей от духовного сна».

«При первом знакомстве с творчеством Надежды Бурдыковой меня ошеломили ее голос, глубоко осмысленные слова песен. В этой женщине все поет, живет, любит и благодарит. Надежда – живой, чистый родник. Ее голос, открытая душа, добрые глаза отогревают наши сердца».

Будем ждать следующей встречи с этой хрупкой, обаятельной, искренней женщиной – поэтом, музыкантом, исполнителем, нашим вологодским жаворонком.
 

 








Новые издания

Кириллова, О.Ф. Основы вологодского кружевоплетения. Парная техник плетения.
Кириллова, О.Ф. Основы вологодского кружевоплетения. Парная техника плетения.
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос

Блоги районов

В блоге пока нет сообщений