Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Похоронно-поминальные обряды

Поминальные обряды

  • Обряды в период до сорокового дня
  • Обряды в поминальные дни (9, 20, 30, 40-й)
  • Установка креста на могиле
  • Дополнительные сведения по поминальным обрядам

  • Обряды в период до сорокового дня

    См. также: Обряды в поминальные дни



    Представления о хождении души до сорокового дня
    Маленькие дети видят покойников: ребенок видел, что умершая мама прошла. Глинское, 066:47.
    Отец перед смертью болел, от него плохо пахло. После его смерти, как только начинали на поминках петь стихи, проносился этот запах ("опахнёт") — умерший отец приходил. Когда последний стих споют, на молитву встанут, опять опахнёт — отец уходил. Дочь чувствовала запах и сообщала матери, когда отец пришел или ушел. Когда отец уходил, мать выходила за ним на улицу. Пленишник, 072:15
    Когда умерла мать, в святом углу поставили цветок. Ночью цветок сам "заходил" (зашевелился) — мать ходила. Мертвых видеть нельзя — испугаешься. Пленишник, 072:15
    Ночью что-то стало стукать. Маленький мальчик сказал, что видел, как умерший отец лезет через окно в избу. Женщина, которая была с ним, обошла избу — никого не нашла, зашла в пустующую зимнюю избу и увидела, что умерший молится перед иконами. Она потихоньку ушла, помолилась, помянула, перекрестила окна и двери. Умершие ходят сорок дней; душа должна ходить, но умерший не должен показываться. Пленишник, 072:17
    Умерший хозяин приходил в любой день и кричал: "Матка!". Когда жена уезжала из дома в другое место, он и там кричал. Если не подавать голос (не отвечать), умерший перестанет ходить. Ягница, 074:15.


    Вывешивание полотенца
    Раньше к святому углу вывешивали полотенце. Оно висело там до сорокового дня. Бор, 064:31.
    На святой угол на улице весили черную ленту, чтобы люди знали, что здесь покойник. Глинское, 066:65.
    Вывешивали полотенце из коленкора, на которое был нашит черный крестик из тряпочек — раньше вывешивали на улице, теперь весят под икону. В сороковой день его снимали, крестик отпарывали и сжигали в печке, а полотенце стирали. Пленишник, 065:10; 072:18.
    На угол дома, где есть покойник, вывешивали "платик" (белую тряпочку с нашитым крестиком). В сороковой день его несли на кладбище и весили на крест. Ягница, 064:03; 074:16.


    Оставление еды для умершего
    Для покойного в святой угол ставят еду. Еду кладут и на именины умершего. Глинское, 066:46.
    Со второго дня после похорон в течение сорока дней каждый день на стол клали хлеб, ставили тарелку киселя и вокруг тарелки клали 12 ложек, чтобы покойники ели. Каждый день ставили новый кисель; старый съедали дети. Пирог стоял все сорок дней; когда молились, его держали в руках. Пленишник, 072:16, 17; 073:01.
    Умершему в святом углу ставили стул; на него до сорокового дня никто не садился. На тумбочку ставили фотографию и в каждый поминальный день (9-й, 20-й, 30-й) клали на нее по пряженику ("один на один"). В 40-й день кроме пряженика клали пироги. В сороковой день пряженики крошили около дома или несли на кладбище, раскидывали по могилам знакомых и родственников — птичкам ("птицы съедят — это хорошо"). Эти пряженики могли отдавать скотине.  Плосково, 074:07; Ягница, 064:01; 074:14.

    Наверх


    Обряды в поминальные дни (9, 20, 30, 40-й)


    Общие сведения о поминальных днях
    В 9-й, 20-й, 30-й, 40-й дни накануне вечером и утром в сам день делали собранье*: собирали стол, всех приглашали; приходило до 60 человек — вся деревня. Первый раз поминают в 9-й день — в этот день покойник идет к Богу на поклон души. Сейчас 20-й и 30-й дни отмечают не всегда. Поминки делали и в годовщину. Бор, 064:19; Пленишник, 065:10; 073:01; Ягница, 064:53; 070:05; 074:14, 16; 077:31.


    Приглашение и встреча души
    Приглашение души в кануны поминальных дней
    В кануны 9-го, 20-го, 40-го дней ходили на кладбище — приглашали покойников на собрание. До захода солнца родственники умершего со (знающей) старушкой шли на кладбище, звали покойника и всех родственников: "Вставай-ко, поднимись, новопреставленной раб Божий, собирай-ко ты своих родственников...", "Зовите всех ронныф и безронныф, все приходите званны и незванны, все приходите к нам в гости". Когда они приходили с кладбища, из дома выходила женщина с пряженым* пирогом и у ворот душу встречала — приглашала покойников словами: "Проходите-ко, дорогие гости, садитесь-ко вы за столы...". Женщина, которая шла с кладбища, и женщина, которая выходила из дома, когда встречались, вместе причитали — приглашали умерших за стол. З.Чуди, 071:09, 30.
    На могиле причитали, звали в гости: "Приглашаем мы вас в гости, / Мы и дорожку-ту всю вам устелём..." З.Чуди, 071:05.
    На кладбище причетом звали умершего и всех его родственников: "Ты вставай-ко дорогой муж, / Собирай-ко ты своих родственников, / Родимых детушок, братья и сёстры, / Родиму матушку, родимова батюшка..." З.Чуди, 071:10.
    Вечером накануне 9-го, 20-го, 30-го, 40-го дней собирали стол. Перед собранием выходили с пирогом-пряжеником* на улицу (на крыльцо, за калитку, на берег) — встречали душу: в сторону кладбища кланялись, крестились, говорили: "Приходи в дороги гости да приглашай своих друзей"; кто умел — плакали голосом, причитали (когда причитаешь, считается, что душа приходит). Потом шли в дом, садились за стол; женщины молились и пели стихи.  Глинское, 066:46; Пленишник, 072:16; 074:06; Плосково, 074:07, 09; 076:44; Ср. Чуди, 064:41.
    На 9-й, 20-й, 30-й, 40-й дни на могиле причитали: "Вы роздайсе-ко, да ветры буйные, / Да ты откройси-ко, да гробова доска..." Плосково, 076:43.

    Ср.: Приглашение души в сороковой день

    Приглашение души в сороковой день
    В сороковой день утром накрывали стол, и все шли на кладбище — там причитали, приглашали душу на поминки. Дома оставалась старенькая женщина; когда шли обратно с кладбища, она встречала на крыльце с пирогом, причитала ("вла") с кем-либо из пришедших женщин — каждая причитала на свой голос; заходили в избу, садились на лавку и ревели. Потом все садились за столы и поминаливла Потом  Бор, 064:19; Глинское, 066:67; З.Чуди, 071:09; Н-Раменье, 072:02; Ср.Чуди, 064:41; Ягница, 070:05.
    Когда в сороковой день умершего звали в гости (на поминки), причитали: "Да ты вставай-ко да на резвы ноги, / Да ты пойдём-ко да во родны гости, / Во родны гости дак на свой праздничок. / Да ты зови-ко своих родныих — / Отца с матерью да свёкра со свекровью". Ср.Чуди, 064:40, 42.

    Ср.: Приглашение души в кануны поминальных дней



    Поминанье

    См. также: Погребальные обряды: ... Поминки

    Пение стихов и молитв
    В 9-й, 20-й и накануне 40-го дня душа идет "на поклон к Господу", поэтому вечером накануне поминальных дней собирали собрание — молились, пели стихи и просили за умершего. Стихи поют с 7 до 9 часов вечера. В сами поминальные дни (кроме сорокового) собрание не собирают. З.Чуди, 071:09.
    Вечером накануне поминального дня делали собрание: приходили женщины и пели стихи. Стихи поют на поминках только после похорон и в кануны поминальных дней; тогда же приходят и души умерших. В сами поминальные дни стихи не поют.  Пленишник, 073:01; 072:16.
    Поминание едой
    Поминали киселем с вересовым суслом, пирогами, пряжеником. Каждому давали на ложечке кутью. На кладбище кутью берут рукой. Глинское, 066:48; Пленишник, 065:10, 12. 
    В кануны поминальных дней на стол ставили пряженики, кисель. Сначала поминали киселем, а затем всем остальным. После собрания кисель ставили в передний угол на стол. Пленишник, 073:01
    На поминанье столы ставили в ряд. За первый стол (который стоял в святом углу) садились покойники — на него ставили зажженную свечку, рюмку, клали пряженик. Если поминки по мужчине, то за первый стол садились только мужчины, если по женщине — женщины; считалось, что все умершие родственники сидят с живыми. Поминали киселем, пряженым пирогом, кутьёй: когда женщины попоют стихи, хозяйка обносила всех пирогом; каждый пирогом поминал покойного и его умерших родственников. За время застолья надо помянуть три раза. Перед застольем и после застолья пели молитвы. З.Чуди, 071:09.
    На каждый поминальный день (9-й, 20-й, 30-й, 40-й) для покойного клали пряженик, ставили кисель и чашку чая. Вечером накануне поминальных дней на собрании всех обносят пряжениками и чаем. Когда поминали, в святом углу у икон зажигали свечки — считалось, что там сидит душа. Во все время поминок — и накануне вечером, и утром в поминальный день — горит лампадка. Плосково, 076:44.
    Первая еда на поминках — кисель; на него наливали сыту*. Ягница, 074:14.
    Пирог, с которым встречали душу, на поминках не ели. Глинское, 066:67.
    Поминки в сороковой день
    На поминках в сороковой день вставали и говорили умершему: "Николай Михалыч, угощай своиф родныиф, ронныф и неронныф, всеф званныф, всеф не званныф, всем угошшай, всем вам царство небесно". З.Чуди, 071:30.
    В сороковой после прихода с кладбища собирали большой стол, созывали народ. Все садились за стол, пели стихи, поминали — "пируют"; "пир, как свадьба", с водкой, киселем, кутьёй, пирогами. Плосково, 074:09; 076:44; Пленишник, 073:01.

    См. также: Пение стихов и молитв. Поминание едой.



    Проводы души
    Проводы души в поминальные дни
    В сами поминальные дни (9-й, 20-й, 30-й, 40-й) душу провожали: выходили на улицу, крестились, говорили: "Иди с Богом на своё местечко, котороё ты уготовил". Плосково, 076:44.
    В поминальные дни когда умерший отец уходил с поминок, мать выходила на улицу прощаться. Прощалась словами. Пленишник, 072:16

    Проводы души в сороковой день
    В сороковой день все выходили за ворота и провожали душу. Ягница, 070:05.
    В сороковой день, после того как помянут, до 12 часов дня все выходили из-за стола, брали пирог, с которым встречали душу, и выходили на улицу — провожали душу: молились на восток, родственники кланялись у калитки в землю, плакали голосом — просили передать привет родным, крестились и потом шли домой. После проводов пирог, с которым встречали и провожали душу, можно есть.  Бор, 064:19; Глинское, 066:67; З. Чуди, 071:09; Ср. Чуди, 064:41.
    В сороковой день вечером, на закате солнышка, когда отойдут поминки, брали пирог-пряженик и все выходили на улицу (за баню, за огород) провожать душу: поминали, молились на закат солнца (смотрели на солнце), прощались: "Прощай, родима мамонька"; "Иди уж на своё местечко, што ты заслужил, то и получишь". Плосково, 074:09;

    Пленишник, 072:16


    Заключительные обряды
    Вечером сорокового дня до захода солнца несли на кладбище крошки с поминального стола, раскидывали их на все могилки, чтобы птички клевали. В д. Плосково целый пирог кидали за двор. З.Чуди, 071:09.
    Пироги-пряженики, которые в поминальные дни клали в святом углу умершему, в сороковой день после проводов души крошили на улице птицам или несли на кладбище и там крошили на могилу. Плосково, 076:44;

    Пленишник, 072:16

    Тем, кто обмывал покойника, отдавали его хорошую одежду. Ягница, 074:12.

    Наверх


    Установка креста на могиле

    Крест (памятник) раньше сразу, как похоронят, не ставили — ставили после сорокового дня. На могилу клали венки, обкладывали ее еловыми "лапочками". В ноги покойнику на могиле садили дерево — березу, рябину. З.Чуди, 071:12; Пленишник, 065:06; Ягница, 074:16.

    Наверх


    Дополнительные сведения по поминальным обрядам

    Родительские календарные дни
    На кладбище ходят на Пасху, на "Родители" (Радуницу), на Троицу, на Николу. Плосково, 074:07.

    См. также перечень: Календарные праздники и обряды: ... Весенние поминальные обряды



    Обряды и запреты при поминании на могилах
    Старые люди наказывали, чтобы на кладбище с вином не ходили. З.Чуди, 071:12.
    В поминальные дни на могилы сыплют крупу; надо сыпать в ноги, а не в голову, иначе засыплешь глаза покойнику. Ягница, 064:60.
    Священник говорил, что на могиле нельзя сыпать крупу на глаза (туда, где голова покойника), иначе будут сниться плохие сны; можно сыпать возле могилок. З.Чуди, 071:12.
    На кладбище можно ходить с утра до обеда; после захода солнца на могилу ходить нельзя. Мужчина пошел на кладбище после захода солнца, обратно еле ушел, шел — пятился задом. З.Чуди, 071:12.
    Женщина каждый день после обеда ходила на могилу, ей приснился сон, чтобы она не ходила — покойника там за это ругают. З.Чуди, 071:12.
    Покойник приснился — просил передать матери, чтобы она по нему не плакала, а то он лежит "весь как в молоке"; надо поминать, а не плакать. З.Чуди, 071:12.
    Когда ходят на могилы, берут с собой свечку и там зажигают. Глинское, 066:36.
    Брат похоронен в другом месте; привезла песку с могилы брата — считается, что он теперь здесь лежит. Глинское, 066:36.
    Когда приходят на кладбище, причитают: "Расступись, мать-сыра-земля, / Да ты откройсе-ко, тёсовой гроб, / Да ты вставай-поднимись, родима матушка, / Да выходи-ко ты из сырой земли". З.Чуди, 071:06.

    Наверх


     
    Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года: Календарные праздники и обряды. Похоронно-поминальные обряды / Сост. А. В. Кулев, С. Р. Балакшина; расш. и нотация С. Р. Балакшиной. Вологда, 2000.


    Издания на заказ

    Гладышева О.К. Росписи Вологодской земли.Гаютинская роспись
    Гладышева О.К. Росписи Вологодской земли. Гаютинская роспись
    Заказать почтой

    Полезные ссылки

    Задать вопрос


    Группа ЦНК Вконтакте