Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Календарные праздники и обряды Череповецкого района

Весенне-летние праздники и обряды

  • Пасха и Святая неделя
  • Период от Пасхи до Вознесенья
  • Весенние поминальные обряды
  • Весенние обряды с яйцами
  • Троицкие обряды с березками
  • Обряды Заговенной недели
  • Весенне-летние гулянья молодежи
  • Егорьев день: обряды со скотиной
  • Иванов день
  • Окказиональные обряды

  • Пасха и Святая неделя

    См. также: Весенние обряды с яйцами
    Весенние поминальные обряды


    Встреча Христа
    Накануне Пасхи все собирались вместе и в 12 часов ночи выходили со свечками на берег реки встречать Иисуса Христа; там молились "на все четыре сторонки" и шли обратно. После этого пели пасхальный стих. Бор, 064:21.
    К Пасхе собирали дёготь. Черепок* с дёгтем каждая семья ставила на специально врытый напротив окон своей избы столб (метра полтора). В 12 часов ночи взрослые зажигали дёготь ("плошки* жгли"), стреляли из ружья, а дети бегали и кричали: "Пасха Христова!" — так "Христа встречали". Пленишник, 065:06, 12; 073:06; 074:05; 075:22.
    У колодца собиралось несколько семей (соседи). На доску ставили несколько горшков с дёгтем и в 12 часов ночи их зажигали. Старики пели: "Христос воскресе". Пленишник, 073:06
    На Пасху пекли сдобную "паску" ("кругляшик"). В 12 часов ночи "паску" и яички ели, как причастие, и ложились спать. С 4 часов утра старушки пекли ватрушки и пироги.  Раменье, 067:07.
    В какой-нибудь избе собирали "собрание": до 12 часов ночи сидели пели "страшные" стихи, после 12 часов пели стих "Христос воскресе". Ягница, 077:01; 070-02.


    Тайная милостыня
    На Пасху нищим приносили мяса, муки, картошки и пр., — у кого что есть, вешали на дверную скобку*, чтобы не узнали кто принес — "тайная милостыня".  Глинское, 066:44.


      Святая неделя
    Неделя после Пасхи — Святая. Всю Святую неделю ничего не делали, не стирали. Можно было только управляться со скотиной. Праздновали три-пять дней. В первый день (Пасху) все отдыхали, на второй день собирались помолиться, попеть стихи. Раменье, 067:07.
    Обходы на Святой неделе
    В Пасху с иконами и пением "Христос воскресе" обходили всю деревню, ходили вокруг кладбища.  Глинское, 066:37, 42.
    В Пасху "Богоматерь ходила" по деревне — поп ходил с иконами. Сначала иконы обносили вокруг деревни, потом носили по домам. Пленишник, 065:27
    В Пасху обходили три раза кладбище. В Скорбящую Пятницу с пением Христос воскресе" обходили вокруг деревни. Плосково, 074:08.
    В пятницу на Святой неделе "Божья Матерь ходила" — женщины и мужчины вокруг деревни и по всем домам носили икону, крест, молились у часовни. Раменье, 067:07.

    см. также: Период от Пасхи до Вознесенья: Обход деревни.

    Освящение зерна
    В Пасху святили зерно: в дупленку* насыпали зерно, ставили свечку; приходил батюшка, святил святой водой. Это зерно клали в засев.  Пленишник, 073:04
    Раньше после Пасхи священник с женщинами ходили по всем деревням — носили крест и большие иконы ("Божью Матерь"). В каждом доме освящали зерно: хозяева ставили на стол деревянную дупленку с зерном (рожь, жито, овес), в нее ставили принесенные иконы; большую икону "Скорбящую" ставили на лавку. Ягница, 069:15.

    Наверх


    Период от Пасхи до Вознесенья


    Представления о хождении Христа
    С Пасхи до Вознесенья нельзя в окошко трясти крошки со скатерти и лить воду, потому что у каждого окна стоит Иисус Христос. З.Чуди, 070:27.
    В Вознесенье Христос возносится на небеса. Ягница, 069:12.

    См. также: Исполнение тропаря "Христос воскресе"



    Обход деревни
    С Пасхи до Вознесенья ходили с иконой вокруг деревни. Когда запретили обходить, стали собираться по домам, петь стихи. Ягница, 069:15.
    До Вознесенья с иконой Божьей Матери обходили вокруг деревни (обходили "всю стройку"), пели "Христос воскресе" и "божественные стихи". Некоторые обходят с иконой свой дом — от пожара.  Ягница, 074:28, 26, 077:01.

    См. также: Святая неделя: Обходы на Святой неделе



    Исполнение тропаря и стиха "Христос воскресе"
    В Великий пост "Христос воскресе" петь нельзя. Поют 40 дней после Пасхи — до Вознесенья. Поют где угодно — и мужчины, и женщины. Это "весёлый стих" — "ликование жизни". З.Чуди, 070:25; Глинское, 066:35; Пленишник, 075:21, 22.
    "Христос воскресе" поют, начиная с Пасхи. Последний раз поют в Вознесенье до обеда.  Плосково, 074:08; 076:14.

    См. также: Обход деревни
    Пасха и Святая неделя: Встреча Христа
    Обходы на Святой неделе

    Весенние поминальные обряды


    Наверх


    Весенние поминальные обряды

    В Пасху делают "паску" и вместе с пряжеником* несут ее на могилу; там крошат. Живые разговляются в Пасху, а умершие родители — в Радуницу. Поэтому в Радуницу ходят в церковь поминать родителей и на могилы. Когда идут на могилы, красят яйца, берут с собой пряженик. На могилах христосуются с родителями — катают по могиле яичко, целуют, говорят: "Христос воскресе!" — так три раза. Потом яичко разламывают и оставляют на могиле.  Глинское, 066:35, 37
    В Пасху и в Радуницу ходят на могилки, поют там "Христос воскресе". З.Чуди, 071:30.
    В Пасху на кладбище не ходили. На могилы ходили в "Родители". На кладбище носили яички, оставляли их на могиле. На сами могилы сыпали крупу. На столик крошили пироги. Пленишник, 065:06
    На кладбище ходят в Пасху, Вознесенье, "Родители", Троицу. В Пасху умершим родителям носят пряженики, конфеты, крупу; яиц не носят. Яйца несут на кладбище и крошат на могиле в "Родители", когда родители разговляются. В Радуницу "стосаются"* с родителями — умершие говорят живым: "Христос воскресе!". В Троицу на кладбище несут березовые веточки, веночки, цветы; ставят их на могилку, брызгают могилку водой. Плосково, 074:07, 08, 09.
    В поминальные дни — Радуницу, канун Троицы — ходят на кладбище. Раньше в Пасху на кладбище не ходили. Родители заговляются на том свете в Мясное заговенье, а мы — в Прощёное воскресенье; мы разговляемся в Христов день, они — в Радуницу. В Радуницу с родителями "стосаются": "Христос воскресе, родимой тятенька, родима мамонька", они отвечают: "Воистину воскресе!" Ягница, 069:11, 12.

    Наверх


    Весенние обряды с яйцами

    См. также: Пасха и Святая неделя: Встреча Христа
    Весенние поминальные обряды
    Егорьев день: Обряды со скотиной
    Обряды Заговенной недели: Обход домов в летнее заговенье



    Обмен яйцами
    В Пасху красили яйца, угощали яйцами гостей, ели их сами. Глинское, 066:35.
    В Пасху маленькие ребятишки бегали друг к другу за яйцом — приходили, просили яичка. Ср.Чуди, 064:47.
    В Пасху варили много яиц, чтобы "стосаться" — обмениваться с каждым человеком. Пленишник, 073:06; Ягница, 074:19; 077:01; 


    Положение яиц на божницу
    В Пасху к иконе клали яичко. Глинское, 066:35; Плосково, 076:36.
    С Пасхи оставляли одно яйцо. При пожаре с этим яйцом и с молитвой обходили один раз горящую постройку и бросали его в огонь, чтобы огонь потух. Яйцо хранили один год. Бор, 064:13.
    В Пасху на божнице у икон клали яйцо. Это яйцо лежало год — до следующей Пасхи. Потом его пекли в печи и крошили на "удворине" (на огороде) — для урожая. Пасхальное яйцо нельзя выбрасывать — оно святое; можно зарыть под святой угол. З.Чуди, 071:20.
    В Пасху на икону кладут яйцо — от пожара. При пожаре пасхальное яичко бросают в огонь, и огонь утихает. Через год это яичко зарывают у святого угла. Пленишник, 074:05


    Игры с яйцами
    Мужики и ребятишки делали лунку и днем в Пасху катали в ней по лотку крашеные яйца. У кого яиц не было, покупали их на деньги. Глинское, 066:37; Пленишник, 065:06, 12; 073:06; Плосково, 074:07.
    Мужики с Пасхи до Вознесенья катали по лотку яйца. Ягница, 069:13.


    Бросание яиц в рожь в Вознесенье
    В Вознесенье дети и взрослые кидали через голову в "папоньку" яйца, чтобы рожь росла высокая; приговаривали: "Росьти, папонька, повыше...". Бор, 064:08.
    В Вознесенье мама с детьми ходила в поле кидать "роину". Мама "причитала": "Роина, роина, поди к нашему овину". Ребятишки кричали, кидали через голову в "папоньку" крашеные яички, потом ходили их искать, чтобы съесть. З.Чуди, 070:28, 29, 37; 071:27, 28.
    В Вознесенье ходили в рожь, кидали вверх яйцо, чтобы рожь росла, что-то кричали. Потом яйцо искали и съедали. Ср.Чуди, 064:36; Пленишник, 065:12
    В Вознесенье в ржаном поле дети по полосе катали и подкидывали вверх яйца. Яйца катали, чтобы зерно всходило хорошо, подкидывали (раз по десять) и кричали: "Вот такая рожь рости!" — чтобы рожь росла. Потом это яйцо съедали.  Глинское, 066:37; Пленишник, 073:03
    До обеда пожилые люди ходили в рожь — "рожковину кидали": кидали в рожь яйцо; потом его искали. Плосково, 074:08.
    В Вознесенье ходили с яйцами в поле: молились, пели стихи, кидали через голову в рожь яйцо, чтобы рожь росла больше. Яйцо оставалось в поле. Раменье, 067:07.
    В Вознесенье дети ходили в поле, где растет рожь, кричали: "Рожковина, рожковина, поди к нашему овину..." и кидали вверх яйцо. Потом это яйцо брали себе. Каждый ребенок бросал яйцо и кричал на своей полосе. (Отца звали "тятя", "батюшко", а "папонькой" называли хлеб; говорили: "сядь да поешь папки-то"). Ягница, 069:06; 07, 08.
    Пожилые женщины кидали вверх перед собой в рожь яйцо, громко кричали, чтобы "папонька" такая высокая выросла.  Ягница, 074:29.

    Наверх


    Троицкие обряды с березками

    Накануне Троицы (в родительскую субботу) вечером ходили за березками. Березки ставили к окнам около дома, веточки "утыкали" в доме и ставили к иконе. Батюшка святил березки в церкви. Глинское, 066:30, 37, 42; Пленишник, 065:06, 12; Ягница, 077:06.
    На березку привязывали височки* по количеству членов семьи, загадывали: какая перевязанная веточка засохнет — тот человек умрет. Глинское, 066:42;

    Пленишник, 065:12

    В Троицу девушки "завивали березки" — загадывали: перевязывали березовую веточку височком; у кого прутик завянет, та умрет. Пленишник, 065:06, 066:10, 12.
    В Троицу срубали березки и ставили их к окнам.  Ягница, 077:06.
    В Троицу начинают петь "Царю небесный". В церкви на табуретку кладут для освящения траву, цветы. Ягница, 069:24.

    Наверх


    Обряды Заговенной недели

    На восьмой неделе после Пасхи праздновали Восьмую пятницу.  З.Чуди, 071:19; Ср. Чуди, 064:32; Пленишник, 065:12.
    На третий день Восьмой пятницы, в воскресенье справляли летнее Заговенье. З.Чуди, 071:19.


    Обход домов в летнее заговенье (сбор яиц)
    В летнее Заговенье парни ходили по домам с мощинкой* ("прикудесничали") — собирали яйца. Яйца приносили домой, и мать одного из них делала яичницу. Они ели, пили — провожали Заговенье.  З.Чуди, 071:19.
    В летнее Заговенье (в Восьмую пятницу) собирали яйца —ходили ряжеными с ведёрком, с корзинкой, просили подать. Потом собирались вместе, делали яичницу — ребята приходили с вином, с гармошкой, плясали. Ср.Чуди, 064:32.
    На Заговенье парни ходили по домам собирать яйца — человек десять шли по деревне с гармонью, два-три человека заходили в каждый дом. Потом складывались, покупали вино, собирались у кого-нибудь в доме, и бабка жарила яичницу. Бывало, что яичницу делали в поле. На яичницу парни приглашали девушек.  Ягница, 064:56; 069:13, 19, 077:28.
    В летнее Заговенье женщины ходили по своим родным — собирали. Потом садились вместе, пили вино. Ягница, 074:22.


    Обливание водой
    В летнее Заговенье маленькие окачивали друг друга водой. Бор, 064:15.
    В летнее Заговенье — "окачивальноё воскресенье" — все окачивали друг друга водой из колодца. Обливали ведром воды молодых — тех, кто в этом году поженился. Ср.Чуди, 064:32; Глинское, 066:30, 69; Пленишник, 065:06, 12.
    В летнее Заговенье молодёжь "сокачивали" друг друга водой. Особенно окачивали молодых. Ягница, 064:56; 069:13; 074:22.

    Наверх


    Весенне-летние гулянья молодежи

    Молодежь гуляла — ребята и девки ходили по деревне: шли партиям позади гармониста или балалаечника, пели песни; в одном конце деревни попляшут, идут в другой. Пленишник, 073:11, 22.
    Гуляли каждый вечер — девки ходили по деревне рядами (человек по восемь в ряд): шли с гармонистом, пели песни, в конце деревни останавливались и плясали — был вытоптан круг. Потом шли в другой конец, там на мосту тоже плясали. После двенадцати часов ночи девушки и парни расходились парами — сидели по крылечкам, на амбаре.  Ягница, 069:19, 23; 077:23.

    Наверх


    Егорьев день: обряды со скотиной

      
    Обход скотины хозяевами
    В Егорий хозяин на дворе обходил коровушку. Для обхода опоясывался кушаком; за кушак затыкал топор; брал вересинку*, крашеные яйца. З.Чуди, 070:30.
    В Егорий для обхода пекли хлеб-моленник, запекали в него яичко. Хозяин брал икону Егория; в блюдо клал вересину, воск, свечку, замок, яйцо, хлеб-моленник, "коровушку", которая лежала с Рождества на божнице. Перед тем как обходить скотину во дворе, хозяин обходил 3 раза по солнышку вокруг стола в доме. Во дворе каждую корову обходил три раза. Когда отец обходил коров, наказывал детям, чтобы запирали "лазейку"* и не отпирали, пока не придет со двора. После обхода моленник и яйцо кормили коровам.  З.Чуди, 070:32.
    Раньше в Егорий скотину обходили мужчины. Для обхода отец опоясывался красным кушаком; затыкал за кушак топор; клал в блюдо буханку хлеба, крашеное яйцо, вересинку (вербушку), замок с ключом. После обхода хлеб скармливали скотине; яйцо клали на икону; вербушку бросали в реку, чтобы унесло, или сжигали в печке. Когда отца не стало, стал брат обходить, хотя и был маленький — нужно, чтобы мужчина обходил. Сейчас обходят женщины. Глинское, 066:42.
    В Егорий обходили скотину с вересинкой, иконой, святой водой. Глинское, 066:64.
    Хозяева дома обходили коров с хлебом-"моленником" (хлеб с запеченным в него первым яичком от курочки). Перед обходом ходили за вересинками и на ручей за водой — воду надо было почерпнуть "встречу" течения, не выливать и не прибавлять. Во время обхода в этой воде мочили вересинки и "прыскали" коров. После обхода хлеб кормили коровам, а яйцо ели сами. Пленишник, 065:07
    В Егорий хозяин на дворе обходил коров: за кушак затыкал топор, брал в руки икону. Обходил корову три раза, говорил: "Господи, Благослови, Христос". Если хозяина в семье нет, то обходила женщина — тоже с топором за кушаком, когда обходила, что-то приговаривала.  Ягница, 077:06.
    В Егорий на дворах служили молебны. Ягница, 069:18.


    Первый выгон скотины в поле и обход стада пастухом
    В Егорий коров выгоняли в поле (если еще лежал снег, его разрывали). Там пастух (в опояске, с топором, с иконой Егория) обходил стадо. Обходил три раза, "пересекал" топором то место, где проходить коровам. После обхода замечали, какая корова пойдет первой: если красная, то лето будет хорошее, черная — плохое. Пастуху на обход давали ватрушки, вербушки, по два яйца — или вареные, или сырые. Смешивать сырое и вареное яйца нельзя — плохая примета: корова не будет ходить домой. Вербушки после обхода пастух кидал в воду. Бор, 064:06.
    Раньше в Егорий пастух с иконой, вересинкой (вербушкой), яичком обходил скотину. Глинское, 066:30, 42.
    В Егорий вербушкой, оставленной с Вербного воскресенья, гнали коровушку в поле. Там пастух с мостинкой*, с ружьем обходил стадо. После каждого круга стрелял из ружья, чтобы коровы дружнее ходили (коровушки потом "вихрем" гуляют — не расходятся). Вербу после обхода, перекрестясь, бросали в воду. З.Чуди, 070:32.
    В Егорий выпускали первый раз коров. Сначала обходили дома на дворе, потом вересинками (вербами) гнали в поле. Провожать коров выходила вся семья — и взрослые, и дети. В поле пастух обходил скотину. Для обхода пастух опоясывался кушаком, затыкал за него топор, брал полотенце, икону, ружье, ржаной пирог-"моленник", в который было запечено первое яйцо от курицы (первое снесенное курицей яйцо катали в доме под порогом и приговаривали: "Сколько тут грязинок, столько и, курочка, принеси яичок", сажей делали "на мысу" яйца крест и оставляли его до Егорья). Пастух обходил стадо три раза, что-то приговаривал, потом втыкал топор в землю, говорил: "Ну, матушки, пошли!", стрелял, чтобы медведь не ходил. Полотенце, которое давали пастуху для обхода стада, он забирал себе. Вересинки после обхода кидали в воду, в ручей. Пленишник, 065:07, 19.
    Скотину выгоняли к часовне. Там старики ее обходили с иконой. Пленишник, 065:12
    В Егорий пастух обходил стадо. Обходил с иконой, с хлебом, за кушаком — топор; как круг обойдет, молится и рубит землю крестом — так три раза. "Передовой" корове, которая водит стадо (такую корову зовут "водитель стада"), пастух давал хлеба  Пленишник, 066:12
    В поле коров обходил тот, кому очередь пасти, или пожилая знающая женщина. Обходили с иконой; стреляли три раза из ружья. Ягница, 077:06.

    Наверх


    Иванов день

    В Иванов день ходили за березовыми вениками. До Иванова дня веники ломать было нельзя — будет чесотка. Бор, 064:21.
    На Иванов день ходили за папоротником, собирали разные цветы. Глинское, 066:69.
    В Иванов день раньше искали клады. Пленишник, 065:12
    С Иванова дня начинали косить. После ивановской росы окучивали капусту. Раменье, 067:07.


    Молодежные ссыпчины (каша)
    В Иванов день ребята и девки ходили по деревне, собирали крупу, молоко. Затем шли в лес на берег реки и там из всех круп варили кашу. Говорили: "Бери ложку да ешь понемножку". Глинское, 066:28, 69.
    В Иванов день и Петров день просили у матерей ячменной крупы-"заспы". Молодежь собиралась в лесу на берегу реки; каждый приносил по стакану крупы или гороха, яйца; в котел сыпали все принесенные крупы и варили кашу. Сварят кашу, хлебают. Пленишник, 065:27, 33; 066:10.
    На Иванов день девки и ребята ночью уходили к реке, там гуляли, плясали под гармонь. Пленишник, 065:06

    Наверх


    Окказиональные обряды

    Чтобы пошел дождь, раньше делали молебен — выносили в поле стол, в деревянное лукошко клали ячменя, хлеба, и священник обходил. После этого шел дождь. Сейчас во время засухи 12 человек с иконой и святой водой обходили вокруг деревни; останавливались и на коленях молились на восток, пели стихи. Три раза обошли деревню. На другой день пошел дождь. Пленишник, 075:20, 22.
    Во время засухи вызывали священника и обходили поле и деревню; после этого шел дождь. Ср.Чуди, 064:37.
    Когда было "задождевье" или "засуха", вызывали священника, ставили в поле стол, служили молебен, просили. Как молебен кончался, начинался дождь. Ягница, 069:15, 077:09.


    Кувыркание на первый гром
    Когда гремел первый гром, на поле "кубырялись"*.  З.Чуди, 070:36.

    Наверх


     
    Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года: Календарные праздники и обряды. Похоронно-поминальные обряды / Сост. А. В. Кулев, С. Р. Балакшина; расш. и нотация С. Р. Балакшиной. Вологда, 2000.


    Опрос


    Оцените качество оказаваемых услуг

    Пройти опрос


    Издания на заказ

    Медкова, М.Ч. Основы вологодского кружевоплетения 
    Медкова, М.Ч. Основы вологодского кружевоплетения
    Заказать почтой

    Полезные ссылки

    Задать вопрос


    Группа ЦНК Вконтакте