Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Календарные праздники и обряды Череповецкого района

Жнивные и осенние обряды

  • Общие сведения о жатве
  • Дожинальные обряды
  • Обряды на Покров

  • Общие сведения о жатве

    Жали овес, рожь, ячмень. Овес и ячмень ставили по 9 снопов, а рожь — по 13, 17 снопов. 13 снопов называется суслоном или "грудой". Глинское, 066:22
    Когда жали, в конце дня сжатую горсточку разделяли надвое, ставили ее крестиком на поле, где растет жито, и "зааминивали" (говорили: "аминь"). На следующий день этот крестик клали в снопик и продолжали жать дальше. Глинское, 066:22
    Рожь жали первой, а овес последним. Глинское, 066:70
    Собирали "помочь" — приглашали жать рожь девок. За работу кормили их обедом. Пленишник, 065:18
    Бабушка, когда работала в поле, плакала, обращалась к земельке: 

    "И родная ты наша земелюшка, 
    Мы на тебе родились, 
    Мы на тебе трудились, 
    Мы тебя любили".

    Глинское, 066:21

    Наверх


    Дожинальные обряды

    Когда дожинались, оставляли себе спорынью — соломинки, с двумя-тремя колосками (бывало, что на одной соломинке было до пяти колосков). Спорынью затыкали на кухне под полицу, чтобы все время быть с хлебом. Она могла лежать там по несколько лет.  Пленишник, 065:03
    На дожинках делали яичницу-"пожинальницу", всех звали ее есть. Пленишник, 065:03
    Когда домолачивали последний овин, делали "помолотки" и готовили из картошки специальное блюдо — "помолачивальницу".  Пленишник, 065:03


    Завивание "бороды"
    Когда кончали жать овес, оставляли небольшой "кустик" на "бороду" (последний сноп). Дожинали девушки — ходили по кругу и приговаривали: "Богу — свеча, коню овсеца, пашнику — синий кафтан, а нам, жнеям, по красным передям*"; на каждую фразу (Богу.., коню .., пашнику.., жнеям ...) сжинали по одной горсточке. Глинское, 066:22, 23
    Последним жали овес. Последний сноп складывали на "крестики" из колосьев, приговаривали: "Хозяина красной пояс, а жнеям — по красным ферезам*". В готовый сноп втыкали вересинку* и серп.  З.Чуди, 070:31, 33, 34, 36
    Когда бабушка дожинала последние колосья, горсточки выкладывала вокруг себя "солнышком" (кружком), что-то приговаривала. Потом эти горсточки собирала в сноп. Когда стлали лен, остатки тоже выстилали "солнышком". Пленишник, 065:01, 03
    Когда выжинались, из овса завязывали "бороду" (последний сноп) — надо было "бороду вертеть". Домой этот сноп несли "под пазухой".  Пленишник, 065:13, 18
    Последний сноп — "бороду" — сжинала хозяйка. В него втыкали серп и несли домой. Пленишник, 073:02
    В последнюю очередь жали овес. Дожинала хозяйка, что-то последнему снопу "причитала" (приговаривала). Она же несла "бороду" домой. Ягница, 077:07


    Принос "бороды" домой и выгон мух
    "Бороду" — овсяный сноп с воткнутым в него серпом — ставили дома в посвятой* угол, приговаривали: "Мухи, вон, хозяйка — в дом!" Глинское, 066:24, 25, 49, 70
    Когда выжинались, "бороду" приносили домой. Хозяйка махала снопом-"бородой" в избе, говорила: "Вон мухи и блохи, борода в избе!" и ставила "бороду" в красный угол. "Борода" стояла там до Покрова. З.Чуди, 070:34
    Бабушка приходила домой и махала во всех углах последним снопом-"бородой", приговаривала: "Шиш, мухи, блохи, борода пришла!" — чтобы все улетели. Когда мух выгонит, сноп ставила в посвятой угол. Он стоял там несколько дней, потом его скармливали скотине. Пленишник, 065:02, 03, 18; 073:02; 074:04 
    В последний сноп — "бабку" — втыкали серп. Приносили его домой и выгоняли мух — открывали дверь и махали снопом по избе: "Шиш, мухи и блохи, дайте нам покой!"; потом сноп ставили в посвятой угол, где он стоял до Покрова. В Покров сноп скармливали скотине. Ягница, 077:07

    Наверх


    Обряды на Покров

    В Покров последним снопом закармливали на зиму коров, чтобы они не болели. Глинское, 066:24; Пленишник, 073:02
    В Покров закармливали "бородой" коров, чтобы здоровы были, приговаривали: "Покров-Богородица, покрой своим покрывалом мою коровушку от всех бед и несчастий, от лихого человека". З.Чуди, 070:34, 35
    В Покров под подушку клали ножницы, приговаривали: "Богородица-Покров, дай хорошую свекровь". Пленишник, 074:03

    См. также: Дожинальные обряды: Принос "бороды" домой


    Наверх


     
    Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года: Календарные праздники и обряды. Похоронно-поминальные обряды / Сост. А. В. Кулев, С. Р. Балакшина; расш. и нотация С. Р. Балакшиной. Вологда, 2000.


    Опрос


    Оцените качество оказаваемых услуг

    Пройти опрос


    Издания на заказ

    Путилова Н.В. Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву
    Путилова Н.В. Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву
    Заказать почтой

    Полезные ссылки

    Задать вопрос


    Группа ЦНК Вконтакте